Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Обоснование необходимых изменений структуры предприятия с учетом выбранной стратегии
Одним из конечных продуктов стратегического менеджмента являются проект структуры организации и изменения, позволяющие ей адаптироваться ко внешней среде. Проведение изменений создает условия, необходимые для реализации выбранной стратегии. Необходимость и характер стратегических изменений зависят от способности организации эффективно работать в новых условиях, которые определяются состоянием отрасли, рынка, организации, продукта. Стратегические изменения затрагивают многие стороны деятельности организации и элементы ее структуры. Они носят комплексный характер. Наибольшие трудности возникают при проведении изменений в организационной структуре и организационной культуре. Изменения в организационных структурах управления фирмами и создание структур стратегического менеджмента приобретают форму поиска оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией властных функций.
Выделяют три уровня стратегических изменений в организации:
коренная реорганизация. Необходимость возникает, например, когда фирма покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняется номенклатура ее продукции и рынки сбыта, происходят изменения в технологии, составе ресурсов; меняется миссия организации. При коренной реорганизации у руководства возникают наибольшие трудности с реализацией стратегии;
радикальные изменения. Изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, обусловленными разделением или слиянием с другой аналогичной организацией. Объединение разных коллективов, появление новых продуктов структурных подразделений вызывают необходимость проведения изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры;
умеренные изменения. Наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них возникает всякий раз, когда организация выводит новый продукт на освоенный или новый рынок. Изменения, как правило, связаны с маркетингом и организацией производства. Так как основные усилия руководство направляет на привлечение внимания покупателей к новому товару, ведется активный поиск новых каналов сбыта и разъяснительная реклама.
Для реализации выбранной стратегии будет достаточно провести умеренные изменения.
На предприятии существует классическая линейно-функциональная организационная структура, которая широко используется на многих предприятиях, как данной отрасли, так и других отраслей.
То, что «Битумный завод» является филиалом, сильно ограничивает его свободу действий. Фактически отсутствуют какие-либо маркетинговые исследования, существует жесткий контроль за финансовой деятельностью, все сделки совершаются через ОГУП «Челябавтодор». Это затрудняет реализацию выбранной стратегии, т. к. чтобы разрабатывать и внедрять новые технологии производства необходимы материальная база, высококвалифицированный персонал и временные затраты. Но, с другой стороны, ОГУП «Челябавтодор» обеспечивает заказами, осуществляет финансирование во время простоя (т. к. спрос - сезонный).
Необходимо совершенствование практически всех сторон деятельности. Особенно маркетинговую службу. Поиск новых клиентов, изучение потребностей рынка являются важным и реальным направлением развития отдела маркетинга. Особенно, учитывая начало производства строительного битума.
Управляющей компании следует предоставить предприятию большую степень свободы действий. В настоящий момент все договора и контракты с заказчиками и все финансовые потоки проходят через головной офис.
Предприятие обладает новой современной технологической базой (австрийское оборудование), выпускает высококачественную продукцию, и является уникальным. Все эти обстоятельства дают большие конкурентные преимущества. Приобретать «австрийский» битум намерены и другие соседи, даже из Башкирии, у которых дорожники Южного Урала раньше сами покупали низкосортный битум.
Кроме того, проектировщики Казани предусмотрели строительство рядом асфальтобетонного завода. А в перспективе существует возможность заняться переработкой нефти, которая, по словам геологов, залегает в Копейске хоть и на большой глубине. Тогда уже не придется везти издалека сырье.