Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Сущность и показатели качества и конкурентоспособности
Категория "качество" издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель (III в. до н.э.), определивший ее как видовое отличие сущности, дифференциацию производил по признаку "хороший-плохой".
Качество - совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (согласно определению Международного стандарта ИСО 9000). [11]
Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции; с другой - субъективное представление потребителя о продукции.
Качество - комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать предметное и функциональное качество. Предметное качество - это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество - уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.
Различают также общее и специфическое качество. В различных регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие товары, которые пользуются спросом во всем мире. В первом случае мы имеем дело со специфическими представлениями о качестве отдельных групп покупателей, отражающими культурно-исторические, социальные, хозяйственные особенности этих групп, во втором - с всеобщим признанием товаров.
Принято выделять пять подходов к определению качества в зависимости от поставленных задач:
по восприятию (характерен для системы потребления и удобен при обсуждении общего качества);
с ориентацией на продукцию (качество закладывается на этапе разработки, оно точно определено и может быть измерено);
с ориентацией на конечного потребителя (именно потребитель решает, качественна продукция или нет);
с точки зрения производства (опираются на внутренние факторы, принцип "делай все правильно с самого начала");
ценностная ориентация (учитываются интересы конечного потребителя, цена выступает в роли одного из факторов качества).
Итак, качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью. [11]
Качественная продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса, полностью удовлетворяет потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы, как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение качества, то есть реализуемое в потреблении.
Качество продукции в промышленности в основном определяется химическими, физическими и биохимическими показателями. В одних случаях оно проявляется в содержании полезных веществ, в других - обнаруживается при использовании, эксплуатации машин, оборудования и др.
Можно выделить четыре уровня качества:
соответствие стандарту (техническим условиям, договору);
соответствие использованию (стандарту и эксплуатационным требованиям);
соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара);
соответствие скрытым потребностям покупателей.
Принято рассматривать три аспекта качества.
. Качество исполнения - предусматривает производство продукции или услуг в соответствии с требованиями ГОСТов, соблюдение требований технологического процесса.
. Качество конструкции - соответствие готовой продукции определенным параметрам - форма, цвет и т.д. (для хлеба - содержание углеводов, жиров, белков)
. Функциональное качество - соответствие требованиям спроса. Все три аспекта качества одинаково важны, в комплексе обеспечивают создание качественной продукции.
Основными причинами низкого качества продукции промышленности могут быть: отсутствие необходимой материально-технической базы; несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за выполняемую работу; отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством и другие факторы.