Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Подходы к управлению качеством
Рисунок 1.2 Система качества и петля качества [9, ст.12].
Как известно, петля качества начинается с маркетинговых исследований и разработок по конкретному изделию, включает его производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию. На всех этапах петли качества выделяются и исследуются операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению их образования и обеспечения 100% -го уровня качества. При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.
Экономический
подход к проблеме качества основывается на чисто экономической платформе. Работа по предотвращению образования дефектов производится примерно также как при административном подходе, однако расчетный уровень качества продукции ставится в зависимости от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.
Принимая во внимание роль потребителя в функционировании системы качества, необходимо учитывать затраты на обеспечение качества не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Экономическая наука исследует не само потребление, а его результат; не сами характеристики или свойства продукции, а в какой степени они удовлетворяют установленные и предлагаемые потребности.
Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести значительный доход. Но по мере дальнейшего роста затрат на улучшение качества, происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Дальнейшее увеличение затрат на улучшение качества продукции приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу [10, ст.227].
Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии.
Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его повышения. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.