Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Экономическая и социальная эффективность управления качеством
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Качество может исследоваться в разных аспектах и разных позиций. Наиболее содержательный экономический аспект, когда качество рассматривается как интегрированная характеристика умения организации успешно вести бизнес. Проявляя качество в выборе и обосновании целей деятельности, в способе воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, в характере действий по определению и формированию конкурентных преимуществ.
Одной из важнейших целей менеджмента качества является достижение экономического эффекта. Экономический эффект может измеряться различными показателями, наиболее употребляемый из них - прибыль. Влияние качества на прибыль имеет место в различных случаях. Например, улучшение качества ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения продаж. Увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.
Обычно совершенствование качества вызывает увеличение затрат и цены, а также снижение объема продаж. Но если целенаправленно заниматься вопросами снижения цены продукции при совершенствовании ее качества, то это приведет к значительному увеличению роста продаж.
Успешная деятельность организации обеспечивается ростом продукции, которая:
§ отвечает потребностям общества, области применения или назначению;
§ удовлетворяет требованиям потребителей;
§ экологически безопасна, учитывает требования охраны окружающей среды;
§ предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
§ является экономически выгодной.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.