Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Сущность и особенности конкурентоспособности услуг
Среди движущих сил экономики особую роль играет конкуренция. Конкуренция - экономическая борьба, соперничество между отдельными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение собственных интересов, это движущая сила развития рыночной экономики
В условиях конкуренции побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию при наименьших издержек производства благодаря использованию научно-технических достижений, передовой организации труда.
Конкуренция имеет силу объективного экономического закона, процессом которого является существование многих хозяйственных субъектов действующих независимо друг от друга. Каждый из конкурентов стремится реализовать свой экономический интерес - получить прибыль.
Этот процесс действует в условиях рыночной экономики, когда в соответствии с ее законами существует одинаковая рыночная цена для всех.
Объективно возникает противоречие между возможностями производства товаров и услуг и возможностями их реализации. Количественное выражение закона конкуренции показывает отношение между рыночной стоимостью, издержками производства предприятия (C + V).
Роль конкуренции как движущей силы развития экономики проявляется прежде всего в том, что она создает важные стимулы для научно-технического прогресса.
Применение новой прогрессивной техники и технологии, которые способствуют снижению издержек производства, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.
Конкуренция как один из важных элементов функционирования рыночного механизма саморегулирования возможна только при условии, когда товаропроизводители имеют свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Такие товаропроизводители свободно распоряжаются имуществом, которое им принадлежит, арендуется или переданы в пользование, по собственному усмотрению выбирают поставщиков и потребителей, распоряжаются прибылью, которая остается после уплаты налогов, решают вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Конкурентное положение - позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспечение превосходства над ними или сохранение положения на рынке (его сегменте) достигается при помощи различных стратегий - использование преимуществ, привлечение внимания потребителей, перехват инициативы. Выбор зависит от интенсивности конкуренции и действий конкурентов, а также от позиции, занимаемой предприятием или компанией на рынке (лидер, следующий за лидером, избегающий конкуренции и др.).
Конкурентоспособность товара - его рыночная характеристика, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в условиях конкуренции. Определяется системой технических, потребительских и экономических показателей, в том числе: технический уровень продукции, функциональные, социальные, эстетические и другие полезные свойства, уровень цены покупки и затраты на потребление. Оценка конкурентоспособности проводится путем сравнения этих показателей с товаром-конкурентом, перспективными образцами и нормативами.Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей. Конкуренция представляет собой важный фактор маркетинговой среды. Различают функциональную, видовую и межфирменную конкуренцию. Используются ценовые и неценовые методы конкуренции.
Один вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента. Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то «ниша», т.е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке Цепа лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так называемая психологическая цена предполагает ее установление па уровне несколько меньшем, чем какая-то круглая высокая цена (скажем, не 1000, а 999 долл.).
В неценовой конкуренции используются средства, не имеют непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок.