Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Моделирование
Рис. 3.2 Модель Эттингера-Ситтига
Модель Джурана (рис.3.3) представляет собой спираль, отображающую непрерывное формирование и улучшение качества. Каждый виток восходящей спирали обозначает процесс повышения качества. Идеи, заложенные в модель Джурана, нашли отражение в международных стандартах ИСО серии 9000.
Условные обозначения к модели качества Джурана:
- изучение рынка и исследование эксплуатационных показателей качества продукции;
- составление проектных заданий на изготовление продукции улучшенного качества;
- проектно-конструкторские работы;
- составление технических условий для процесса производства изделий;
- разработка технологии и подготовка производства;
-приобретение материалов, комплектующих изделий и деталей, технологического оборудования и инструмента;
-изготовление инструмента, приспособлений и контрольно-измерительных приборов;
- процесс изготовления продукции;
- технический контроль процесса производства;
- технический контроль готовой продукции;
- испытание продукции;
- сбыт;
- техническое обслуживание в период эксплуатации;
- изучение рынка и исследование эксплуатационных показателей
качества. С - связь с поставщиками; Р - реклама и продажа;- наладка, техобслуживание при ремонте и пуске в эксплуатацию;
Рис. 3.3 Модель качества ("Спираль качества")
"Петля качества" (рис. 3.4) - фактически доработанная модель Джурана с учетом требований защиты окружающей среды. Но это уже не спираль, а замкнутый круг качества, включающий 11 этапов жизненного цикла продукции. "Петля качества" не отражает процесс повышения качества.
Жизненный цикл продукции в "Петле качества" включает в себя:
- маркетинг и изучение рынка;
- проектирование;
- поставки;
- планирование производства;
- производство;
- контроль и проверку;
- упаковку и складирование;
- распределение и сбыт;
- монтаж и эксплуатацию;
- текущий сервис и текущий ремонт;
- утилизацию после использования по прямому назначению.
Рис. 3.4 "Петля качества"
Роль, место, взаимосвязь и взаимозависимость факторов обеспечения и управления качеством наглядно представлены в виде общей модели качества.
Рис. 3.5. Общая модель качества
Основой обеспечения и повышения качества в организации являются материально-техническая база и квалифицированный персонал, соответствующим образом мотивированный на достижение требуемого качества. Они составляют базу качества, влияние которой характеризуется величиной вектора качества.
Если состояние и возможности материально-технической базы не соответствуют требованиям, необходимым для выпуска высококачественной продукции, или квалификация работников недостаточна, или не обеспечена их заинтересованность в качественном труде, то вектор качества будет приближаться к нулю. Тогда работа по управлению качеством будет проходить впустую, без повышения качества и может быть изображена в виде плоской петли (рис. 3.5, б).
Если состояние и возможности материально-технической базы, квалификация работников позволяют осуществлять выпуск высококачественной продукции, а сотрудники заинтересованы в высококачественном труде, то плоская петля при четком управлении качеством превращается в восходящую спираль и качество продукции повышается до требуемого уровня после каждого цикла управления (рис.3.5, а).
Как дальше будет эволюционировать моделирование в области управления качеством, зависит от широты взглядов специалистов и организаторов данной сферы. Прогресс в управлении качеством требует преодоления искусственного противостояния моделей стандартов и моделей на основе качества. Несмотря на накопившийся опыт применения различных моделей в управлении качеством, не разработаны строгие правила перехода от сложной системы управления к модели.
В практической деятельности существует риск использования неверной модели управления качеством из-за модных увлечений, выбора неверной модели с точки зрения конкретной ситуации и потребностей организации. Не добившись требуемого результата, в организации могут разувериться в моделировании. Необходимо понимать, что в принципе лучшей модели не существует. Есть модели, пригодные для конкретных целей. Их не нужно воспринимать как догмы: завтра их можно будет заменить другими. Каждая организация должна сама определять, что для нее является главным при составлении модели - наглядной и отображающей характер деятельности организации.