Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Процесс адаптации новых работников на предприятии
Адаптация - приспособление сотрудника к содержанию и условиям труда, а также в целом к социальной среде, его окружающей.
Виды адаптации:
1) по уровню:
· первичная (для лиц, не имеющих трудового опыта);
· вторичная.
2) по направленности:
· профессиональная;
· психофизиологическая;
· социально-психологическая.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений (для начала хотя бы стандартных решений для типичных ситуаций).
Начинается с того, что после выяснения опыта, знаний, характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки (курсы повышения квалификации, обучение, наставничество, консультирование и т.д.).
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты, разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды и индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая адаптация - адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха. Как правило, особых сложностей не представляет, протекает быстро, зависит от здоровья человека, его естественных реакций и характеристики условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев, происходящих в первые дни работы, связано с отсутствием психофизиологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация - адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам.
Трудности могут быть связаны с обманутым ожиданием быстрого успеха, недооценкой сложности и важности человеческого общения, недооценкой практического опыта и переоценкой теоретических знаний, инструкций.
В общем смысле процесс адаптации состоит из этапов:
) детальное ознакомление с новым окружением;
) усвоение стереотипов поведения;
) ассимиляция - полное приспособление к среде;
) идентификация - отождествление личных интересов и целей с общими.
С организационной точки зрения этапы адаптации:
) ознакомительный (примерно 1 месяц) достаточен для проявления достоинств, но недостаточен для оценки вероятности проявления слабостей;
) оценочный (до 1 года), когда достигается совместимость между человеком и коллективом;
) интеграционный - «объединение» сотрудника с организацией (до 3 лет).
Процесс адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя.
Рекомендации руководителю:
· руководитель должен ежедневно встречаться с сотрудником, узнавать информацию об успехах и поддерживать в начинаниях;
· личное участие в устранении проблем, помощь в решении проблем.
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией, помочь сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, оказать содействие в освоении тонкости профессии, помочь освоить смежные профессии, позволить человеку принимать участие в делах коллектива, коллективных мероприятиях.
Для молодого специалиста в период адаптации самую большую опасность представляет некомпетентный руководитель.
Рекомендации сотруднику по успешной адаптации:
1) ознакомиться с новой обстановкой;
2) не проявлять оригинальность, инициативу, чтобы не привлекать излишнее внимание;
) понять расстановку сил, неформальные связи, психологический климат, личные цели коллег и руководителя, не участвовать в конфликтах, соблюдать субординацию, выбрать правильный тон и форму общения с окружающими, как можно больше спрашивать, уточнять, выполнять работу своевременно и квалифицированно.
Помимо адаптации человека к работе необходимо и обратное, адаптация работы к человеку. Она предполагает организацию рабочего места в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, построение структуры подразделения и распределения заданий, исходя из личных особенностей работников; индивидуализацию системы стимулирования.
Особенно сложна в организации социально-психологическая адаптация руководителя.
Факторы, осложняющие процесс адаптации руководителя:
1) несоответствие уровня руководителя и уровня новых подчиненных;
2) настороженность подчиненных вследствие невозможности своевременно оценить руководителя, составить о нем адекватное представление. Как правило, хорошо видны положительные качества и тщательно скрываются отрицательные;
) желание подчиненных как можно больше получить информации о новом руководителе:
· надолго ли останется;
· человеческие, личностные качества;
· послужной список;
· как оказался в должности руководителя и какими связями обладает;
· как будет работать, представления об особенностях управленческих функций (есть ли собственная стратегия, изменится ли политика организации).
4) отчуждение, зависть, противостояние бывших коллег нового руководителя;