Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Модели и функции коммуникации
В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом (1902-1978) и включающая пять элементов:
кто? (передает сообщение);
что? (передается);
как? (осуществляется передача);
и кому? (направлено сообщение);
с каким эффектом?
В лассуэлловской модели, таким образом, выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:
источник коммуникации (коммуникатор, т.е. отправитель сообщения);
сообщение (содержательная сторона коммуникаций);
канал (способ и средство передачи сообщения);
аудитория (адресат, мишень);
эффективность (уровень передачи и приема интенций).
Г. Лассуэл выделил три основные функции коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и (или) его составных частей;
корреляция соотношения составных частей этого общества при его реализации на «поведение» окружающей среды;
передача социального наследия от поколения к поколению.
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции в структуре управления. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х гг. XX в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом, которая исходит из признания равноправности субъектов коммуникации - и коммуникатора, и реципиента, связанных как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества. [4]
Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или разрушается.
Обычно выделяют следующие функции коммуникации:
информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;
интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами;
дестабилизирующую, направленную на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе;
культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;
экспрессивную - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;
контактную - установление и поддержание коммуникативного контакта;
регулятивную - социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.
Многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации. [5]