Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Аттестация персонала на предприятии
на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе.
Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем.
Анкета для самоаттестации может выглядеть следующим образом:
ключевые области работы или выполняемые задания;
отношение к работе и оценка ее эффективности;
области, где работа была выполнена хорошо (плохо);
причины успехов (трудностей);
предложения о путях улучшения работы;
планы карьеры.
Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать), анализ своей жизни, ключевых событий, специальных анкет.
Функции аттестации
могут быть явными и скрытыми. К явным относятся:
установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы;
контроль выполнения поставленной задачи;
поиск резервов повышения эффективности труда;
решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр.
Скрытыми функциями
могут быть:
выполнение требования вышестоящего руководства;
придание большего веса принятым прежде кадровым решениям;
знакомство руководителя с сотрудниками;
разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;
активизация работы;
возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр.
Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков.
Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов:
) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации.
) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать.
) Участие в общих дискуссиях, деловых играх, выполнение специальных заданий, тестов, сдача экзаменов,
) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе.
) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем.
) Написание им заключения.
) Собеседование аттестуемых с комиссией.
) Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
) Подготовка итогового документа.
) Осуществление практических мероприятий (изменение должности, премирование и пр.).
Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).
Таблица 3
Потенциальные выгоды от проведения аттестации
Выгоды для организации |
Выгоды для работника |
Дает информацию о том, насколько эффективно используется персонал организации и каково его качество |
Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации |
Позволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникам |
Работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в отношение к делу |
Показывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых трудовых показателей |
Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организацией |
Позволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников |
Позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз |
Позволяет поднять производительность труда и качество через повышение уровня мотивации и ответственности работников |
Повышает уровень приверженности работников к своей организации и ее целям |
Является важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверх | |
Позволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерва |