Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
По каким критериям можно судить о степени централизации и децентрализации государственного управления?
Централизация
есть система государственного устройства, при которой центральная правительственная власть стремится не только регулировать общее направление государственной жизни, но и руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни.
Дл централизации характерны:
а) обеспечение целостности государственной и иной системы и "притяжение" их элементов,
б) концентрация полномочий по принятию решений на верхних уровнях власти, в) концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов,
г) иерархичность связей и действий составных частей системы, д) соответствующие структуры и институты власти,
е) готовность кадров действовать в жестких режимах.
Децентрализация
- система, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей, и объем прав этих последних расширяется на счет объема прав первой.
К ее признакам можно отнести:
а) приближение публичных органов к объектам управления, к населению,
б) обеспеченность преимущественно собственными ресурсами,
в) выборность властей и доступность их общественному участию и контролю,
г) гарантированная самостоятельность решений и действий,
д) специфика структуры институтов (выборность, сессии, съезды, референдумы и т.п.).
В современном демократическом государстве централизация государственной власти, приводящая к концентрации ключевых функций и полномочий по управлению обществом на центральном уровне, не должна иметь неограниченный и тотальный характер. Этот процесс с высокой долей вероятности может привести к установлению авторитарного и даже тоталитарного политического режима.
В то же время безграничная децентрализация государственной власти может послужить причиной возникновения и развития таких негативных социально-политический явлений, как сепаратизм, национализм, местничество. Это создает угрозу государственному единству и территориальной целостности страны. Так, в недостаточной степени выверенный и продуманный процесс демократизации Союза ССР, послуживший началом процесса децентрализации государственной власти, привел к распаду великой державы.
Государство только тогда может достигнуть максимальной эффективности и высокого уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективную вертикаль власти и развитое местное самоуправление.
В нашей стране выявить и определить оптимальную меру соотношения централизации и децентрализации очень трудно. Ведь эти процессы протекают, во-первых, в законодательной сфере Федерации, когда федеральный центр то жестко предписывает своими законами рамки деятельности субъектов и содержание их законов, то последние своим законодательством явно превышают собственную компетенцию.
Во-вторых, процессы в сфере государственного управления означают, непрерывные "рокировки" фигур, "приливы" и "отливы" функций. В 2001 - 2006 гг. в России это наблюдалось в рамках известных Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ . Важно, чтобы при очередном разграничении полномочий были четко проведены преобразования структуры и компетенции федеральных и региональных органов. Пока это наблюдается далеко не всегда. Причем перераспределение полномочий продолжается.