Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Различные модели жизненного цикла
На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения.
А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
1. «борьба за автономию» возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
2. «стремительного роста» включает быстрое расширение, где подчеркиваются инновации и креативность;
. «замедления» характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
Ученые Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967)
разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предложили три стадии развития корпораций
:
1) рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
2) юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
) зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
Таблица1- Жизненный цикл организации в модели Липпита-Шмидта
Стадии |
Проблема |
Главный вопрос |
Последствия,если проблемная ситуация сохраняется |
Рождение |
· Создать новую организацию · Выжить |
Чем рисковать? |
Фрустрация и бездеятельность. |
Юность |
· Достичь стабильности · Создать репутацию |
· Чем пожертвовать? · Как пересматривать и оценивать деятельность? |
· Реактивная организация с доминированием кризисного состояния. Скорее оппортунистические, чем личностно направленные установки и политика. · Трудности с привлечением хорошего персонала и клиентов. Построение неуместного и большей частью агрессивного имиджа организации |
Зрелость |
· Достичь уникальности и адаптивности · Внести вклад в развитие общества |
· Изменяться ли и каким образом? · Делиться ли деньгами и каким образом? |
· Излишне «защитные» и «состоятельные» установки, распыление энергии и усилий. Потеря творческого персонала. · Возможно отсутствие уважение общественности и потеря признания. Банкротство или потеря прибыли. |
*Источником информации для заполнения таблицы 1 является [13]
Автор Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972)
при создании данной модели опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами.