Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Социальные роли
Отношения в коллективе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей, предполагающих постоянство поведения в соответствии с более или менее четко установленным эталоном.
Для возникновения роли необходима целая система норм.
Социальная роль - это набор норм, определяющих поведение в данной социальной позиции данного социального положения. Человек может сформировать свой индивидуальный образ согласно своей роли, прогнозировать свое поведение в роли и предвидеть результат.
Социальные роли различаются:
§ по половой принадлежности - мужчины и женщины;
§ по способу проявления - активные и латентные;
§ по содержанию - конвенциональные и межличностные;
§ по степени стандартности - стандартизированные и свободно интерпретируемые;
§ по значимости - доминирующие и второстепенные.
С каждой ролью связаны определенные права и обязанности. Роль предполагает, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий - поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут в ней себя
Роль является динамическим аспектом статуса. Статус - это социальный ранг, определяющий место человека в системе социальных отношений. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.
Влияние ролей в жизни человека велико и он вживается в свои роли. Процесс адаптации к роли проводится также индивидуально и мозг человека строго контролирует действия, в такие минуты он контролирует, что сказать и как поступить.Для улучшения взаимоотношений между людьми полезно применять инверсию ролей - способность ставить себя на место другого.
Роли в коллективе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные».
Специалисты выделяют следующие производственные роли:
· координатор - обладает наибольшими организаторскими способностями и становиться в силу этого обычно руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта;
· генератор идей - самый способный и талантливый член коллектива, разрабатывает варианты решения любых стоящих передним проблем;
· контролер - творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею;
· шлифовальщик - обладает широким взглядом на проблему;
· энтузиаст - самый активный член коллектива;
· искатель выгод - посредник во внутренних и внешних отношениях;
· исполнитель - добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается в постоянном руководстве;
· помощник - человек, который лично ни к чему не стремится.
Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на ведущих и ведомых. Первую группу образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, привлекательные для окружающих люди). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные), с которыми сотрудничают только вынуждено и делают их ответственными за все.