Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Применение в практике управления содержательной теории мотивации
Самым первым приемом мотивации, который возник тысячи лет назад, метод «кнута и пряника». Этот метод предусматривает только две формы воздействия на работника - либо поощрение, либо наказание независимо от личностных особенностей индивидуума.
В 1930-е была разработана теория «человеческих отношений» (З.Фрейд, Э. Мэйо).В 1940-е году были сформированы содержательные теории мотивации, а 1960-е были разработаны процессуальные теории мотивации.
В развитии теорий мотивации следует выделить две основные закономерности:
· индивидуализация подхода к каждому работнику;
· увеличение числа факторов, влияющих на мотивацию труда.
Потребность - осознанная необходимость, недостаток в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию.
1. Иерархическая теория потребностей
В 1940 г. Абрахам Маслоу предложил теорию человеческих потребностей.
Он выделил пять иерархических уровней потребностей:
. Физиологические потребности (потребности в воде, пище, сексуальные потребности и т. п.).
. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в физической и социальной безопасности, защите, стабильности).
.Социальные потребности (потребности в общении, любви, принадлежность к группе и т. п.).
. Потребности в уважении и признании (потребность в оценке другими, в престиже, уважении, признании профессиональной компетентности, привлекательности и т. п.).
. Потребности в самовыражении и саморазвитии.
Применение теории
. Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным. Например, у директора два секретаря. Одна - дочь крупного бизнесмена, не интересующаяся размерами заработной платы, привлекательность работы для нее связана с окружающими ее интересными людьми и теми знаками внимания, ' которые они ей оказывают. У другой муж потерял работу, и ей приходится одной обеспечивать семью из четырех человек. В первом случае работа удовлетворяет потребности третьего и четвертого уровней, во втором - первого уровня.
2. Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться. Для одного подчиненного достаточно нескольких фраз начальника, отмечающих его большой вклад в общее дело, чтобы удвоить усилия, для другого мотивирующими факторами не служат ни похвала, ни очень высокое материальное вознаграждение.
. Данная концепция помогает организации определить последовательность мотивирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.
. Учет динамичности потребностей. (Нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.)
Мотивирующие факторы активно воздействуют на поведение человека и усиливают мотивацию труда.