Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Социально-психологическая модель поведения
В современной российской психологии, в частности школа Ломова (МГУ) где изучают психологические особенности деятельности малых групп. В качестве объекта изучения приняты экипажи самолетов и космических кораблей. Полученные результаты полностью привязаны к организациям, так как количество ситуаций повышенного риска и другие показатели у современного бизнеса России и космических полетов одинаково.
Проводимые исследования показали, что при длительной совместной работе в 2-3 раза больше значение приобретает межличностное взаимодействие и внешне коммуникации, чем другие факторы. Кроме этого при возрастании сложности выполняемых задач, при их групповом решении отмечается большая стабильность временных и напряженных характеристик действий.
Для характеристики поведения работников в группе необходимо знать основные групповые характеристик:
· уровень и динамика психологического настроя группы;
· организационные способности группы, как сложного субъекта деятельности в условиях неопределенности и неустойчивости организации;
· выделение характеристики лидеров;
· адекватность самоопределения личности и группы (роли);
· степень соответствия организационных и групповых отношений к деятельности;
· источники напряженности в группе.
1. Личностный уровень
Психологические особенности:
· восприятие личностью окружающего мира. Оно влияет на поведение преломляясь через ценности, принципы, верования.
· критериальная база задает приоритеты поведения. Складывается из расположения к людям, событиям, процессам, совокупности ценностей, верования и принципов.
· Индивидуальные черты и особенности характера человека, влияющие напрямую на поведение: наследственные и физиологические особенности человека; характер, факторы, исходящие из окружения.
Социальные особенности:
· круг общение, служебный и личностный;
· роль, совокупность действий, зависящих от психологических особенностей и места в управленческой иерархии;
· статус - оценка окружающими личности данного субъекта и используемой им роли.
Каждый человек - это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций.
Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и о ее внешней структуре как принадлежности к социальным группам.
Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:
а) сложившуюся в сознании личности психологическую среду: систему потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентации, идеалов, убеждений, мировоззрение;
б) психологические средства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;
в) психические свойства личности: характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;
г) физиологические, наследственные качества: темперамент.
2. Групповой
Психологические особенности:психологический климат - реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности;конформизм.Социальные особенности:статусно - ролевые отношения;профессионально - квалификационные отношения.
Таким образом, являясь промежуточными между индивидуальными и коллективными взаимоотношениями, отношения в группе имеют специфические характеристики, оказывающие большое влияние на модель организационного поведения.
Основной проблемой управления группами и групповыми взаимоотношениями является определение оптимального сочетания групповых и организационных интересов, при которых мотивирующие группы факторы труда будут наиболее действенными.