Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Управление поведением в организации
Современная организация представляет собой динамично развивающуюся систему. В ОП анализу подвергаются социально экономические организации - спланированные, намерено созданные социальные образования, предназначенные для решения экономических задач.
Поведение организации гомеостатично, т.е. способно поддерживать важнейшие параметры в допустимых пределах при возникновении неожиданных изменений, нарушений и осложнений. Организации противодействуют нарушающим их работу воздействиям и усиливают полезные влияния, сохраняя стабильность своей внутренней среды и внешних связей и обеспечивая их развитие. Способность к самосохранению и развитию в длительной перспективе называется сверхстабильностью.
Поведение организации в современных условиях следует анализировать в контексте особенностей и закономерностей ее взаимодействия с внешней и внутренней средой. В этой связи особую значимость имеет адаптивность организации как способность приспосабливать свое поведение к многообразным изменениям внешних и внутренних факторов.
Выбор конкретной формы поведения организации определяет ее оптимальность - использование рациональных средств и видов деятельности. Это формирует эффективность организации, которую в целом можно определить как достижение поставленных целей с наименьшими затратами.
Анализ поведения организации требует анализа ее взаимоотношений с различными объектами: государством, учредителями, потребителями, поставщиками, работниками, руководством и др. при этом оценки поведения организации, сделанные с разных позиций, могут быть противоречивы. Для повышения объективности и достоверности анализа поведения организации необходимо проводить его регулярно, на основе современных представлений о закономерностях и механизмах организационного поведения.
Любая организация представляет собой двуединство управленческих отношений - формальных и персонифицированных.
Формализованные отношения - ориентируют работников на установление и соблюдение жестких требований, обеспечивая воздействие «сверху вниз».
Формализованные управленческие отношения могут быть:
автократическими - работники подчиняются воле руководителя;
технократическими - работники подчиняются производственному процессу;
бюрократическими - работники подчиняются организационному порядку в ущерб интересам дела.
Персонифицированные отношения - ориентируют на «мягкие» требования, предоставляя работникам самостоятельность в решении проблем.
Они могут быть:
демократическими - вовлекающими персонала в управление организацией;
гуманистическими - ориентированными на человеческие отношения;
инновационными - поощряющими творчество и нововведения в организации.
Поведение организации следует ориентировать на гармоничное сочетание формализованных и персонифицированных отношении и ориентаций в целях установления сотрудничества в организации. Сотрудничество оценивается как интегральная характеристика поведения организации, основа партнерства, равноправия, солидарности взаимного уважения и ответственности.
Показателями сотрудничества являются:
результативность - степень достижения общей цели;
эффективность - рациональность достижения цели;
осмысленность - восприятие цели и готовность к совместны усилиям;
этичность - средства достижения цели.
Изучение поведения организации требует анализа ее демографических параметров. Данный подход основан на биологической теории фирмы А. Маршалла, которая представляет организационное развитие на основе метода биологических аналогий: организации подобно живым организмам рождаются, развиваются, ликвидируются. Динамика этих процессов в современных высококонкурентных условиях очень высока. Опыт многих стран показывает, что до 80% фирм живут не более 3-5 лет. Такое положение обусловлено тем, что рыночная экономика имеет дарвинистскую природу: организации преуспевают тогда, когда удовлетворяют желания потребителей более эффективно, чем их конкуренты.