Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Понятие и характеристика жизненного цикла продукции
Понятие управления жизненным циклом продукции (ЖЦП) связано с концепцией CALS, которая изначально позиционировалась как задача компьютерной поддержки процесса поставок (Computer Aided Logistic Support) и трансформировалась в настоящее время в более глобальную проблему непрерывного развития и поддержки жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life cycle Support).
По определению, приведенному в стандарте ISO 9004-1, ЖЦП - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции, до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции. <http://erpnews.ru/doc2953.html>
Период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке , пользуется спросом , приносит доход производителям и продавцам. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь .-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006)
Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:
1)
поступление товара в широкую продажу, выход его на рынок;
2)
рост объема продаж <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0817466368> товара вследствие наличия и увеличения спроса;
3)
период зрелости <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0811309056>, когда достигается максимальный объем продаж;
4)
насыщение рынка данным товаром, снижение спроса;
5)
резкий спад объема продаж, снижение прибыли . (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление .-М., 2005)
Для фазы внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой фазе предприятие часто несет убытки из-за незначительного производства и начальных больших затрат на маркетинг .
Фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Происходит значительное увеличение продаж и прибыльности, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или несколько понижаются.
На фазе зрелости и насыщения наблюдается падение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению.
На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно оживление спроса и продаж на определенное (обычно непродолжительное) время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка.
На разных фазах цикла используются различные стратегии маркетинга . Процессам создания продукта и выхода с ним на рынок предшествует разработка концепции жизненного цикла, которая позволяет определить возможности и перспективы жизни товара на рынке. (Маркетинг : Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000) http://yas.yuna.ru/