Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Управление деловой карьерой как часть системы управления персоналом
В отношении руководителей нижнего и среднего звеньев справедливо следующее: если действует система, при которой основную управленческую работу осуществляют заместители руководителей подразделений, которые хорошо знают свою работу, то ротации можно применять и в отношении их руководителей.
Горизонтальные перемещения необходимо проводить в течение всей трудовой жизни человека. Однако следует учесть, что в первые годы работы обучаемость и адаптируемость людей выше, чем в дальнейшем. Поэтому в старшем возрасте ее интенсивность следует уменьшать.
Организация карьерного роста руководителей
Так, как планирование карьеры руководителей высокого ранга имеет свои специфические особенности, то для них необходимо разрабатывать планы функциональной и организационной подготовки, поскольку работники такого уровня требуют получения ими разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности организации.
Опыт показывает, что критическими периодами работы на руководящих должностях являются следующие:
- вхождение в должность - первые полгода работы;
- переход к стадии оптимальной продуктивности - через 2,5-3 года;
- появление некоторых признаков ее снижения - через 6- 7 лет.
Темпы роста производительности труда значительно выше в первые три, максимум четыре года работы руководителя в должности.
Причин здесь несколько. Первая, и самая главная, заключается в том, что на начальной стадии руководитель ясно видит те проблемы, которые мешают работе, и с успехом решает их. В этот период он представляет объект управления как бы с позиций стороннего наблюдателя, что всегда позволяет заметить больше.
Второй, не менее важный фактор, - интерес к работе. Вначале много нового, необычного побуждает "докапываться" до истины, решать выявленные проблемы.
Третья причина заключается в стремлении показать себя, свои возможности, т.е. занять лидирующее место среди руководителей своего уровня.
При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность того или иного руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств, которые так же необходимо учитывать и при планировании карьеры руководителей:
. Гражданская зрелость.
К ней относятся:
· способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
· умение прислушиваться к людям, быть самокритичным.
. Отношение к труду.
Эта группа охватывает следующие качества:
· чувство личной ответственности за порученное дело;
· чуткое и внимательное отношение к людям;
· трудолюбие;
· личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
· уровень эстетики работы.
. Уровень знаний.
Данная группа включает такие качества, как:
· наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
· знание объективных основ управления производством;
· знание передовых методов руководства;
· знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде: общая эрудиция.
. Организаторские способности.
К ним относятся:
· умение организовать систему управления и свой труд;
· умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
· владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
· умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
. Способность к руководству системой управления.
Эта группа представлена следующими качествами:
· умение своевременно принимать решения;
· способность обеспечить контроль их исполнения;
· умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
· способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;