Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Функции менеджера
Подготовка кадров осуществляется для формирования кадрового резерва. Кадровый резерв - это группа специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляются к той или иной должности. Эта группа специалистов уже прошла отбор, целевую и квалификационную подготовку. Как и большинство операций по работе с персоналом, работа с кадровым резервом является комплексной (рисунок 1.2).
Рис. 1.2 Взаимосвязь кадрового менеджмента и направлений работы с резервом
Резерв развития - группа специалистов, которые готовятся к работе в рамках новых направлений (разработка новых видов деятельности, производство новых видов продукции, расширение производства). Такие специалисты имеют выбор: профессиональная или управленческая карьера.
Резерв функционирования - сотрудники ориентированы на управленческую карьеру и должны будут в будущем обеспечить эффективную работу предприятия, т. е. прийти на смену уже существующим руководителям в случае их перевода или увольнения по какой-либо причине.
При формировании резерва необходимо соблюдать несколько принципов.
Принцип актуальности резерва - потребность в замещении должностей должна быть реальной.
Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
Принцип перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, уровень образования, возраст, стаж и опыт работы, предшествующий карьерный рост, здоровье (хоть законодательство и запрещает сортировать кандидатов по признаку здоровья). Также следует учитывать и профессиональные требования, особенности личности кандидата.
Источники кадрового резерва на руководящие должности могут стать:
руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;
главные и ведущие специалисты;
специалисты, имеющие соответствующее образование и положительную профессиональную репутацию;
молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:
мотивация труда;
профессионализм и компетентность;
личностные качества и потенциальные возможности;
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
оценка кандидатов;
сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников - важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
стажировка в должности на своем и другом предприятии;
учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.
АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЧУП «ВЛАНИК-СТРОЙ»
Общая характеристика предприятия ЧУП «Вланик-Строй»
Частное унитарное предприятие «Вланик-Строй» (именуемое в дальнейшем фирма) создана с целью удовлетворения потребностей населения в строительных материалах, продукции научно-технического назначения.
Предметом деятельности являются производство и продажа строительных мастик и герметиков, клеев и так далее.
Высшим руководящим органом фирмы является директор. Исполнительным органом фирмы является администрация фирмы, возглавляемая ее директором. Полномочия трудового коллектива фирмы реализуются общим собранием и его выборным органом. Отношения между участниками фирмы и трудовым коллективом регулируются коллективным договором.