Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Процесс управления имиджем
Рассмотрим основные модели изменений: /25/
Модель «Проводник»
В бизнесе проводниками преобразований часто становятся предприниматели, основатели организаций или их реорганизаторы (Билл Гейтс, основавший компанию Microsoft). Эмоции, убеждения и общественные характеристики этих лидеров способствовали тому, что сотрудники, потребители и другие представители корпоративной аудитории знали, в каком направлении будет развиваться организацияи каких ценностных ориентиров она придерживается. Роль руководителя-проводника состоит в том, чтобы убедить других людей в значимости и осуществимости своей мечты и повести их за собой.
Модель «Командир»
Руководители-командиры - это, как правило, рационально мыслящие люди с аналитическим складом ума. Прежде чем будет предпринят хоть какой - нибудь шаг, ведущий к изменению стратегического направления деятельности организации, производится полномасштабный анализ ситуации на рынке и поведения конкурентов. В этом процессе ключевую роль часто играют крупные организации по управленческому консалтингу. По результатам этих стратегических исследований на рабочую группу возлагается ответственность за формирование новой организации, а, следовательно, и нового идеального корпоративного имиджа
Модель «Реформатор»этой модели руководитель является архитектором и часто, хотя и не всегда, харизматической личностью. Как правило, эти люди используют ресурсы организации и ее контрольные механизмы, чтобы, изменяя методы деятельности и корпоративную культуру, сформировать новый благоприятный корпоративный имидж. Этот руководитель как рациональный командир-аналитик может заняться созданием благоприятного корпоративного имиджа, не обращая внимания на формальный процесс планирования и на то, как сотрудники будут оценивать эффективность его усилий.
Модель «Философ»
Модель «философа» - это вариант модели «проводника», основанный на совместном принятии решений. Первый этап процесса формирования имиджа начинается с того, что руководитель организации создает из топ-менеджеров рабочую группу, которой поручает разработать философию организации. В специальном документе в общих чертах излагаются цель организации и ее основные ценности, что служит основой для создания внутренней ценности для сотрудников и внешней ценности для потребителей. Содержание хорошего программного документа должно также свидетельствовать о том, что система ценностей организации не находится в конфликте с ценностями основной корпоративной аудитории. Чтобы выступить в роли катализатора при формировании благоприятного имиджа и репутации, руководитель должен «сделать рекламу» этому документу в рамках своей организации.
Различия в четырех вышеизложенных подходах, как видно из таблицы 2, зависят от типа характера руководителя организации от того, как он использует корпоративную культуру и сложившиеся формальные процедуры для создания благоприятного имиджа и получения поддержки со стороны менеджеров и рядовых сотрудников. На практике демаркационные линии между этими четырьмя подходами зачастую размыты, и руководители берут на вооружение смешанный подход к разработке стратегии, а, следовательно, и к формированию имиджа и его управлению. Конкретные пропорции этих моделей в комплексной стратегии, помимо всего прочего, зависят еще и от ресурсов, на которые может рассчитывать руководитель организации при получении информации, необходимой для принятия правильного решения. Однако это не дает ответа на вопрос о том, что же представляет собою правильное решение при создании благоприятного имиджа.
В этой части главы раскрываются разнообразные подходы к формированию благоприятного имиджа. Общее в них то, что все они пытаются позиционировать организацию таким образом, чтобы предложить соответствующие ценности различным группам корпоративной аудитории. Руководители организаций могут проводить преобразования разными способами, используя модели проводника, командира, реформатора и философа. На практике для достижения желаемого результата часто приходится объединять элементы, относящиеся к разным моделям.
Если менеджеры не знают, в каком направлении должна развиваться организация, то маловероятно, что ее сотрудники смогут проинформировать о благоприятной позиции организации потребителей и прочих представителей корпоративной аудитории.
Далее в следующем параграфе рассмотрим способы диагностики (методы исследования имиджа организации).