Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Этапы развития команд (по Тэкману). Роль лидера
Итак, мы выяснили, что эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы. В современной литературе даются разные трактовки развития команд. Мы посчитали целесообразным взять за основу Пятиступенчатую модель Такмана (таблица 2).
Таблица 2. Этапы развития по Тэкману
Название этапа |
Краткая характеристика |
Роль лидера |
Формирование |
- Это еще не команда, а совокупность отдельных индивидуумов; - Происходит обсуждение в самом общем виде назначения команды, ее целей, состава, механизмов работы и т.д. - Люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести впечатление друг на друга; - Возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным представлением о предстоящей работе в команде; - Разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени; Низкая приверженность интересам команды. |
- Познакомить членов команды друг с другом, если они незнакомы; - Создать непринужденную и комфортную обстановку; - Прояснить цели, задачи, процедуры, а также распределение ответственности и ролей. |
Бурление |
- Люди «открываются» и выявляются индивидуальные цели и ожидания; - На поверхность выходят разногласия и противоречия; - Назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения - все может быть поставлено под сомнение и оспорено; - Внутренние проблемы команды выходят на первый план; - Чувства находят свое выражение; - Возможно возникновение межличностных конфликтов; - Обращение к прошлым инцидентам и проблемам; - Формируется готовность принять риск совместной работы; - Члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе. |
- Помогать команде успешно решать споры; - Обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем. - Воодушевлять команду на достижение намеченных целей; - Если лидер команды принимает авторитарный стиль и пытается пресечь конфликт, то это может привести к его скрытому течению, разрушающему процессы становления команды; - Команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный способ управления своими делами. |
Нормирование |
- Установление норм и процедур работы; - Формирование приемлемого стиля руководства; - Распределение ролей и формирование моделей взаимодействия; - Развитие сотрудничества и взаимной поддержки; - Формирование механизмов принятия решений, контроля и обратной связи; - Становление отношений с внешней средой команды. |
- Обеспечивать формирование норм и механизмов, способствующих эффективной работе команды; - Согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями; - Способствовать сплочению команды. |
Функционирование |
- Команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей; - Общее понимание проблем; - Взаимная поддержка и взаимопомощь; - Комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот; - Развитие, профессиональный и личностный рост членов команды. |
- Регулярно оценивать эффективность работы команды и результаты ее деятельности; - Предоставлять членам команды обратную связь; - Делегировать дополнительные полномочия членам команды; - Обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности. |
Перемена или расставание |
- Роспуск или переформирование команды после выполнения ею поставленной задачи; - Возможен также вариант постановки перед командой новых задач. |
- Информировать членов команды о предстоящих переменах; - Оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились; - Поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения |