Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Службы контролинга на предприятии
Технология контроля в области управленческого учета такова:
требуется, выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству предприятия;
какая информация при существующей организации управления, из каких подразделений и от каких лиц, как часто и кому поступает;
определить, достаточна ли она для специалистов по антикризисному управлению, обеспечивает ли она руководство информацией для оперативного управления.
Управление экономикой предприятия - это, по сути, управление себестоимостью. Именно в этом заключается сущность управленческого учета. Управлять себестоимостью - это планировать и контролировать ее, а потом предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управлением персоналом.
Одним из направлений деятельности специалистов службы контролинга является анализ функционирования системы продаж предприятия. Общими задачами при этом являются:
объем продаж, реальный и планируемый;
существующая схема продаж, сравнение ее со схемами конкурентов;
основной потребитель, возможность расширения рынка сбыта;
проблемы, возникающие при продажах (брак, поставщики, неплатежи);
персонал и система оплаты труда в отделе продаж, отчетность и нормы продаж.
Работа специалиста службы контролинга, координирующего отдел продаж, очень тесно связана с работой специалиста, отвечающего за маркетинг предприятия. Основными направлениями при оценке деятельности маркетинговой службы являются:
реклама и связи с общественностью;
маркетинговые опросы. Постоянное проведение маркетинговых исследований помогает руководству составить более полную картину взаимоотношений и, следовательно, принимать более дальновидные и обоснованные решения.
Технология антикризисного управления должна разрабатываться с учетом конкретных обстоятельств. Она в определенной мере является продуктом искусства управления и решающим фактором его успеха.
В результате проведенного теоретического исследования можно сделать следующий вывод. Анализ теории и практики управления, реализации финансовой стратегии в полной мере способствуют внедрение и использование интегрированной системы контролинга на предприятии.
Контролинг - это система непрерывного отслеживания тенденции развития предприятия по методике обнаружения слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий. Контролинг можно рассматривать как концепцию управления, направленную на своевременное устранение узких мест функционирования предприятия и обеспечения его стратегического развития. В качестве главных типов контролинга выделяют стратегический и тактический. Формула стратегического контролинга - "Делать правильное дело", тактического - "Делать дело правильно". Эти формулы дают понимание разграничения стратегического и тактического контролинга - ориентация на достижение целей и выбор для этого наиболее эффективных методов управления. Всесторонний контроль и своевременное обнаружение проблем и отклонений делает контролинг необходимым в реализации этих формул.
Особенность контролинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях. Принципы только в том случае отражают реальность и действенность контролинга, когда они используются в комплексе в ранжированной, но целостной связи. Функции контролинга для целей антикризисного управления могут распределяться между различными подразделениями системы управления. Однако возникает опасность нарушения системности, интеграции и гармонии их выполнения.
Лучшим вариантом является создание на предприятии специализированного подразделения - службы контролинга. Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности службы контролинга является анализ деятельности предприятия в различных направлениях по самым различным методикам. Технология антикризисного управления должна разрабатываться с учетом конкретных обстоятельств. Направлениями деятельности специалистов службы контролинга должен быть анализ финансового состояния предприятия, его кадрового потенциала, научно-технического потенциала, экономической ситуации на предприятии.