Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Сущность, виды и система управления (менеджмента)
Кроме того, следует заметить, что в настоящее время господствует подход к управлению, согласно которому результат управляющего воздействия прямо пропорционален приложенным усилиям. Однако это имеет место только в случае, когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами.
Если система находится в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам нелинейного характера (отклик системы непропорционален силе воздействия на нее).
В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.
Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление. Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во - вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.
Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.
Необходимо заметить, что существует значительное количество видов управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами. В табл.2.1 приведены главным образом противостоящие по противоположным качествам дихотомические виды управления.
Видовая классификация управления
Признак классификации |
Виды управления |
Источник управленческого воздействия |
Централизованное, децентрализованное |
Адаптивность (приспособляемость) |
Адаптивное, консервативное |
Временной фактор |
Стратегическое, тактическое |
Расположение субъекта управления по отношению к объекту |
Внешнее, внутреннее |
Подготовленность управленческого персонала |
Любительское, профессиональное |
Способ выработки управленческого решения |
Коллегиальное, единоначальное |
Стиль управления |
Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное |
Тип управленческих взаимосвязей |
Субординационное, координационное |
Отношение к субъекту управления или восприятие воздействия |
Принудительное, доверительное |
Качество управления |
Дилетантское, качественное |
Системность управления |
Несистемное, системное |
Используемые в управлении знания |
Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое) |
Уровень управления |
Государственное, региональное, муниципальное и т.д. |
Направленность управления |
Горизонтальное, вертикальное |
Эффективность управления |
Эффективное, неэффективное |
Жесткость (мягкость) управления |
Жесткое, мягкое |
Автоматизация управления |
Автоматизированное, неавтоматизированное |
Формализация управления |
Формализованное, неформализованное |
Персонификация управления |
Персонифицированное, неперсони - фицированное |
Компетентность управления |
Компетентное, некомпетентное |
Управленческие воздействия |
Непосредственное, опосредованное |