Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Причины текучести кадров
Основная причина увольнений - недовольство человека своим положением; это низкая заработная плата, условия и организация труда, отношения с коллективом и руководством, социальные проблемы, невозможность сделать карьеру. Чаще всего увольнение происходит из-за того, что ожидания сотрудника от работы, компании и перспектив развития не совпадают с действительностью. Многие из названных факторов можно устранить организационными методами, совершенствуя систему мотивации сотрудников и улучшая условия труда.
Текучесть персонала объясняется целым рядом причин. Прежде всего, необходимо отметить, что последнее десятилетие характеризуется изменением отношения к труду во всем мире. Возрастает независимость работника, снижается его преданность организации, все больший акцент делается на достижение собственных целей. Особую роль играет отраслевая принадлежность предприятия, процессы, происходящие в самой отрасли, ситуация на рынке труда специалистов данного направления. Также одной из причин текучести кадров является потеря мотивации.
Психологи выделяют шесть основных стадий потери мотивации и определяют для каждой из них типичные признаки (таблица 3.1.1).
Таблица 3.1.1 Основные стадии потери мотивации
№ |
Стадия |
Описание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Удивление |
Испытывает недоумение, настороженность, растерянность, задается вопросом: кто виноват в происходящем - он сам, непосредственное руководство или система управления? |
2 |
Игнорирование |
Замечают ошибки руководителя или системы управления, попытается поделиться с начальством своими мыслями. Игнорирование его идей ведет к демотивации. После чего проявляет явные признаки недовольства, иногда даже демонстрируя агрессивный стиль поведения: уклонение от выполнения каких-то заданий руководства. |
3 |
Неосознанный саботаж |
Работник, утвердившийся в мысли, что причина неудач в руководстве, рассчитывает на то, что после очередного серьезного промаха начальство заинтересуется его мнением. Это выражается в намеренном или ненамеренном сокрытии от шефа служебной информации, в попытках избегать встреч с ним. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Без надежды |
Теряет надежду на изменение ситуации, разочаровывается в руководстве, в своей работе в данном предприятии, падает эффективность его деятельности. Недовольство приобретает вполне оформленную словесную форму. На этом этапе практически все менеджеры, специалисты и рабочие начинают активно искать другую работу. |
5 |
Забастовка |
Стадия отчуждения работника от руководства и предприятия, компании в целом. Наступает явный конфликт. Симптомы такого состояния - игнорирование плановых мероприятий и молчаливое выполнение любых распоряжений сверху. |
6 |
Добровольная каторга |
У сотрудника, по каким-то причинам не ушедшего из компании, наступает апатия и подавленность. Он ненавидит работу. Когда это состояние становится массовым, в коллективе начинаются разговоры об отпуске, о покупках, о посторонних вещах. |
Нужно учитывать, что не каждый сотрудник проходит все стадии снижения мотивации, и не обязательно именно в такой последовательности.
Другие причины ухода вызваны несоответствием человека занимаемой должности. Это не означает, что он плохой сотрудник: тот же человек в той же компании, но на другой должности мог бы работать успешно (таблица 3.1.2).
Диаграмма 3.1.1 - Причины ухода сотрудников