Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Анализ внешней среды
-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития. STEP -анализ акроним английских слов Social, Technological, Economic, Political. Именно эти факторы внешней среды, оказывающие прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность субъекта бизнеса являются предметом изучения STEP -анализа (рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 - Схема влияния внешних факторов на STEP-анализ
Внешние факторы при этом рассматриваются в разрезе четырех основных сегментов ( которые и обусловили название метода):
Общественные (social) - например, демографическая ситуация, доходы населения, мобильность трудовых ресурсов и их миграция, стиль и уровень жизни, обычаи, культурные и образовательные нужды и т.д.
Технологические (technological) - например, развитие науки и техники, изобретения и патенты, изменения технологий, соответствие производственных ресурсов и средств.
Экономические (economical) - например, тенденции макроэкономических показателей национальной экономики, жизненный цикл предприятия и отрасли, макроэкономические показатели и их тренд, уровень безработицы, изменение стоимости ресурсов.
Политические (Political) - например, стабильность правительства, регионализм, регулирование внешней торговли, государственное регулирование предпринимательства, налоговая и антимонопольная политика, ограничение и лицензирование, экономические требования, защита от преступных посягательств криминалитета и т.д.
Содержанием STEP - анализа является анализ объективных факторов внешней среды, не зависящих от воли и сознания хозяйствующих субъектов (таблица 5.1)
Таблица 5.1 - STEP-анализ ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
Группа факторов |
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
Социальные и культурные |
Повышение заработной платы |
Сокращение количества рабочих мест |
Технические |
Появление новых IT технологий |
Быстрое моральное устаревание оборудования |
Экономические |
Снижение ставки рефинансирования |
Повышение цен |
Политические и правовые |
Принятие законов, которые предусматривают льготы для производителей, продавцов, а также законодательство в области защиты рекламы и товарных знаков |
Отсутствие поддержки со стороны государства |
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Ø Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Ø Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Ø Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Ø Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т) (таблица 5.2)
Таблица 25 - SWOT-анализ предприятия ОАО «БЗМП»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Независимость финансов, необходимых для изменения стратегии Высокое рыночное “искусство” Высокое “искусство” конкурентной борьбы Понимание потребителей Четко определенная стратегия |
Отсутствие анализа информации о потребителях Слабый участник рынка Малоизвестность на мировом уровне Слабая политика продвижения |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Расширение диапазона возможных товаров Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки Большая доступность ресурсов Ослабление ограничивающего законодательства |
Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей Ожесточение конкуренции Прекращение поставок сырья Законодательное регулирование цены |