Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Виды, структура и классификация ресурсов
Виды и структура экономических ресурсов управления:
1. Материальные ресурсы.
(Сырье, материалы, технологические услуги со стороны, комплектующие, покупные товары со стороны)
2. Нематериальные ресурсы.
(Лицензии, патенты и другие права, бренд, ноу-хау, инновации, программные средства)
3. Кадровые ресурсы.
(Лидеры с предпринимательскими способностями, квалифицированные сотрудники, компетенции (знания, умения, навыки), команда, приемы и методы труда, коммуникации сотрудников с внешними контрагентами)
4. Производственно - технические ресурсы.
(Земля, природные ресурсы, здания, сооружения, средства производства, инфраструктура, производственные технологии)
5. Финансовые ресурсы.
(Собственный капитал, заемный капитал, денежные средства, отложенные платежи, гуд-вилл)
6. Информационные ресурсы.
(Источники информации, информация по потребителям, рынку, производству, сбыту, отраслевая информация, базы данных, средства, способы и методы обработки информации)
7. Коммерческие ресурсы.
(Связи с покупателями, поставщиками, партнерами, сбытовые сети, торговые марки, рекламные технологии)
8. Организационно - управленческие ресурсы.
(Стратегия, система управления реализацией стратегии, организация бизнес - процессов, организационная структура, организационные процедуры, управленческая информация, управленческие технологии, система снабжения, планирования, распределения ресурсов, контроля, система измерения и оценки (показателей), система мотивации)
9. Административные ресурсы.
(Связи в государственных и местных органах власти, выполнение государственных заказов, участие в бизнесе государственных структур)
10. Ресурсы времени.
(Временные горизонты для принятия и исполнения решений, оперативность в принятии решений, трудоемкость операций)
11. Другие необходимые ресурсы в зависимости от особенностей управления.
Состав необходимых ресурсов уникален для каждого конкретной организации.
Существует несколько классификаций ресурсов:
По влиянию на продукт: прямые - косвенные.
По влиянию на объемы производства: переменные - постоянные.
По отношению к роли в деятельности: производственные, коммерческие, управленческие.
По времени: долгосрочного использования, краткосрочного использования, потребляемые сразу.
По восстанавливаемости: возобновляемые, невознобляемые.
По финансовой роли: активные, пассивные.
По продуктам: ресурсы на продукт 1, ресурсы на продукт 2, ресурсы на управление.
По стоимости: накапливаемые (земля, компетенции и другие) - ненакапливаемые (потребляемые в процессе деятельности).
Структура и классификация ресурсов являются базой для формирования системы ресурсов конкретного бизнеса.
Другая классификация выделяет следующие типы ресурсов:
. Трудовые ресурсы - это работники, необходимые для выполнения работ. От целей, которые ставит перед собой менеджер, зависит, каких специалистов или рабочих он себе подберет.
. Финансовые ресурсы - это деньги, ценные бумаги, векселя, являющиеся средством обмена, особый ресурс, наделенный свойством всеобщего эквивалента. В менеджменте используется для достижения целей путем получения инвестиций, субсидий, кредитов и ссуд, а также дохода и прибыли. В качестве важного способа получения финансовых ресурсов является фандрэйзинг (в буквальном смысле "добывание", "выпращивание" денег). Финансовые ресурсы используются для осуществления различных платежей поставщикам, бюджету, служат в качестве основного способа вознаграждения работников организации. Финансовые ресурсы размещаются на расчетном, валютном и других счетах в учреждении банка, денежные средства - в кассе учреждения.
Информационные ресурсы - это все данные, которые в процессе менеджмента включаются для выполнения работ. Например, для того, чтобы работникам дать указания о режиме работы, директор предварительно может собрать данные о потоке посетителей в различные интервалы времени суток.
Информация как вид ресурсов имеет особенности, существенно отличающие её от других видов ресурсов.
Она, во-первых, является продуктом человеческого труда, но в отличие от других продуктов, не является объектом купли-продажи. Информация - категория нематериальная, и продается не она сама, а право на её использование. Информация - это смысл, который человек приписывает фактам, идеям, сведениям, представленным в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию. Такое понимание информации соответствует и этимологии обозначающего её слова (от лат. information - разъяснение, изложение). Отсюда следует, что если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией, т. е. из "информации в себе" превращаются в "информацию для нас". Поэтому информация - это потенциальное свойство данных, которое может быть реализовано одним воспринимающим человеком и не реализовано Другим, не обладающим необходимым запасом знаний.