Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Основные понятия и задачи менеджмента
Менеджмент -
это совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности.
Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, определим, что мы понимаем под словом "менеджмент". Это слово употребляется нами в трех значениях: генеральный менеджмент; менеджмент на уровне отдела (подразделения); процесс менеджмента.
Генеральный менеджмент. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением библиотекой. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера библиотеки, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства библиотек.
Организационные функции генерального менеджмента библиотеки включают:
. непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности библиотеки, причем каждый сотрудник библиотеки должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
2. управление, то есть управление деятельностью библиотеки, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для всех сотрудников библиотеки, стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства.
. контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
. координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения) библиотеки. На этом этапе к составляющим менеджмента относятся: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями библиотеки; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.
Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной библиотеки в пределах своей компетенции. Функции менеджмента могут выполняться теми, кого мы обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.
Функции менеджмента
Функциями библиотечного менеджмента являются: Маркетинг, стратегическое планирование, контроль, персонал-стратегия, управление инновациями. В практике библиотечного менеджмента функции управления тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляются они не поэтапно, а в координации друг с другом. В своей работе я рассмотрю только часть из них: маркетинг, стратегическое планирование, персонал - стратегия, управление инновациями.
Библиотечный менеджмент направлен на выполнение библиотеками всех функций, возложенных государством на библиотеку, как социальный институт.
В современной социокультурной ситуации библиотеки выступают как полифункциональные учреждения. Библиотеки вынуждены занимать освободившиеся социокультурные ниши и брать на себя функции свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным организациям.