Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Организационные структуры предприятия
Система управления предприятием необычайно разнообразна и несомненно важна. Для каждого предприятия свойственна своя структура отвечающая его требованиям.
Организационная структура предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия. Она формируется исходя из требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации.
В рамках организационной структуры предприятия выделяются две основные составляющие: структура управления и производственная структура.
Под структурой управления предприятием понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных закономерностей, находящихся между собой в определенных отношениях, обеспечивающих функционирование хозяйствующего субъекта как единого целого.
Структура - это мотивированная форма производственных взаимоотношений между службами, обладающими определенными правами, полномочиями, функциональными обязанностями.
Управлять структурой предприятия значит оптимально распределять цели и задачи между структурными подразделениями (службами, сменами, бригадами и т. п.) и каждым отдельным работником предприятия.
Структура управления, таким образом, определяется составом органов управления предприятием, характером их специализации, т. е. составом задач управления и формами координации их деятельности. Закрепяется она Уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отраслях услуг, должностными инструкциями всех уровней управления.
Самыми распространенными разновидностями структур управления являются: линейная, линейно-штабная и многолинейная (функциональная).
Для структуры управления предприятием характерны звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления предприятия относятся структурные подразделения, отдельные специалисты, выполняющие функции управления, либо часть их, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Связям между отделами (подразделениями) присущ горизонтальный характер.
Уровень управления представляет собой совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в принципах подхода к управлению предприятием. Ступени управления строятся в вертикальном соотношении и подчиняются по иерархии друг другу.
Высший уровень предприятия может быть представлен председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Высшее руководство делится на два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Общие решения стратегического характера принимаются владельцами и генеральным директором. Владельцем при этом может быть частное лицо или целая корпорация.
Стратегической целью предприятия, которая определяется самими владельцами, может быть, например, ориентация на прием и обслуживание в основном бизнес - туристов.
Генеральный директор является посредником между владельцами предприятия и управленческим персоналом, с одной стороны, и гостями, с другой. Принципиально эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих постановочных задач, определяемых владельцами, в конкретные управленческие решения. Высшее руководство вправе также решать, какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна.
В зависимости от физических размеров предприятия, числа служащих и размеров номерного фонда управленческая структура может включать должность заместителя генерального директора.
Руководитель этого уровня, как правило, играет более заметную роль, поскольку ответственен за принятие оперативных решений и в связи с этим обязан постоянно находиться на предприятии. Он имеет более тесный контакт с клиентами, будучи обязанным решать постоянно возникающие вопросы, связанные с удовлетворением потребностей клиентов.