Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Формы управления предприятиями
Выбор формы управления определяется многими факторами, в числе которых - форма собственности предприятия, имеющиеся в распоряжении ресурсы, сформировавшиеся взгляды на вопросы разработки маркетинговой политики, структура топ - менеджмента, управления ресурсами, применяемая система качества и т. п.
Ниже приведены четыре основных вида систем управления; в качестве основного критерия при классификации рассматривалась структура топ - менеджмента.
С иностранным менеджментом. Как правило, используется в отелях, входящих в международные гостиничные цепи, или на предприятиях, находящихся под управлением международных профессиональных компаний. Форма собственности предприятий может быть иностранной, смешанной (участвует российский и иностранный капитал, управляется иностранным менеджментом), на основе частной собственности с иностранным менеджментом.
Гибкая система управления предусматривает максимизацию дохода на основе поддержания имиджа западного стандарта обслуживания (на этом основываются и специальные методики при подборе персонала, и проверка качества, и формирование программ поощрения клиентов отеля, и т. д.).
Целевым сегментом для предприятий с иностранным менеджментом являются корпоративные клиенты, для привлечения которых используются как ценовые (разрабатываются различные тарифные планы: корпоративные, сезонные, выходного дня), так и неценовые методы (бонусные программы, клубные карты, подарочные сертификаты и др.).
На отечественном рынке такие предприятия являются наиболее эффективными (они демонстрируют высокие показатели качества обслуживания, финансовой устойчивости и дохода) и представлены исключительно в верхнем ценовом сегменте.
Основными преимуществами системы управления с иностранным менеджментом являются:
узнаваемость бренда, которая является для потребителя своего рода гарантией качественного обслуживания;
жесткая система планирования на основе различной маркетинговой информации;
возможность прямого заказа и внутрисетевые компьютерные системы бронирования;
перераспределение финансовых ресурсов внутри гостиничной сети;
создание корпоративной культуры;
непрерывное повышение квалификации персонала;
использование систем мотивации с элементами морального и материального стимулирования;
жесткая система контроля и мониторинга всех функций обслуживания;
максимальный объем сопутствующих и дополнительных видов сервиса:
разработка и применение широкого спектра неценовых методов привлечения клиентов.
К недостаткам системы управления с иностранным менеджментом относят:
чрезмерный контроль со стороны руководства предприятия;
- отсутствие возможности персонифицированного подхода к гостям из-за необходимости соблюдения строгих стандартов обслуживания.
Ведомственные предприятия. Могут находиться в ведении государственных структур: министерств, иностранных посольств или корпоративных структур. Поддержание финансовой устойчивости достигается как за счет самоокупаемости, так и с помощью дотаций соответствующих ведомств. Такие предприятия ориентированы на деловой туризм.
К преимуществам систем управления предприятия ведомственной подчиненности относят:
бюджетное финансирование;
наличие канала бронирования через соответствующие ведомства;
использование различных тарифных планов.
К недостаткам систем управления ведомственной подчиненности относят:
- ассоциацию наименования предприятия с названием соответствующего ведомства;
координацию управленческих действий с соответствующим ведомством;
недостаток средств на маркетинговые мероприятия;
низкие показатели рентабельности и финансовой устойчивости;
акцент только на материальное стимулирование персонала, отсутствие регулярного обучения сотрудников;
стандартный ассортимент дополнительного сервиса;
низкую эффективность системы контроля.
Частные предприятия. Они находятся в различных организационно-правовых формах собственности, ориентированы на предпринимателей, российских и иностранных туристов.
К основным характеристикам систем управления частными предприятиями можно отнести:
принятие коллегиальных решений;
выпуск акций как способ привлечения финансовых ресурсов;
недостаточную узнаваемость;
краткосрочное планирование индикаторов функционирования;
стандартный ассортимент дополнительного сервиса;
- невысокую степень мотивации сотрудников;
низкую эффективность системы контроля.