Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Сущность и задачи процесса управления рисками
Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий:
определения цели,
выяснения риска,
оценки риска,
выбора методов управления риском,
применения выбранного метода,
оценки результатов.
Определение цели процесса управления риском сводится к обеспечению существования предприятия в случае существенных убытков.
В качестве цели могут фигурировать защита работы предприятия от условий внешней среды или оптимизация внутренней среды. В качестве внешней среды предприятия рассматривают две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков, покупателей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события. К положительным факторам внутренней среды относят наличие специальной службы "экономической безопасности", системы "экономического предупреждения", которая предотвращает все непредусмотренные расходы.
Следующий шаг - выяснение риска при помощи сбора различной информации и использования официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов, к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.
После того, как убыток уже понесен, следующим шагом должно быть определение его серьезности. В соответствии с результатами предыдущих исследований выбирается тот или иной метод управления риском. Возможна также комбинация из нескольких методов.
Применение выбранного метода - принятие конкретных шагов по применению того или иного метода. Например, если избрано страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового полиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависимости от их специализации в области страховых рисков, далее выбирается оптимальная по времени и цене и обеспечению форма страхового полиса.
Кроме страхования стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. В этом участвует каждая функция финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.
Рассмотрим, например, роль планирования как функцию финансового менеджмента применительно к управлению рисками. Один из элементов внутрифирменного планирования - бизнес-план, в структуре которого имеется раздел "Оценка рисков". Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Раздел нацелен на исследование не только финансовых, но и других рисков. Раздел бизнес-плана "Финансовый план" представляет собой денежное выражение всех расчетов, содержащихся в предыдущих разделах бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе "Оценка рисков", находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую степень риска.
Многие крупные фирмы содержат на службе специалистов по безопасности. Эти менеджеры планируют стратегию управления риском фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования. Они, например, дают консультации, как уберечь страховые платежи от инфляции, выбирают способы избежания убытков. В фирмах среднего масштаба, где нет специалиста по безопасности, к функциям финансового менеджера относят и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно они и должны планировать методы управления финансовыми и особенно инвестиционными рисками. В мелких фирмах - это одна из функций владельца [14].
Управление предотвращением убытков во многом аналогично управлению производительностью и качеством. Речь идет о руководстве в форме действий, а не о словесном воздействии в соответствии с общей теорией менеджмента, которая построена на доверии и обязательствах руководства по отношению к служащим, заключении контракта с профсоюзом.