Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Процесс управления финансовыми ресурсами Самарского филиала ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Таблица 13. Структура коммерческих расходов СФ ОАО «ВБД» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Данные таблицы 13 свидетельствуют об увеличении объема коммерческих расходов в 2010 г. по всем статьям, что отрицательно сказывается на ценовой политике СФ ОАО «ВБД». Однако оценка изменений в разрезе статей показывает обоснованность увеличения сумм затрат, поскольку повышение уровня коммерческих расходов в основном связано с ростом условно-постоянных затрат (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на аренду зданий, и пр.), минимизация которых существенно затруднена из-за государственного регулирования большинства таких расходов. В 2010 г. СФ ОАО «ВБД» должно было реализовать большой объем сыра «Ламбер». Так как склад, который арендует СФ ОАО «ВБД», не смог бы вместить такой объем, предприятие, на время реализации продукции, было вынуждено дополнительно арендовывать склад большей площадью с холодильным оборудованием в г. Кинель, так как в черте города Самары такого склада не нашлось. Этот факт существенно увеличил расходы предприятия на аренду (увеличение составило 1 704 тыс. руб.), расходы на транспортные услуги (увеличение составило 1 551 тыс. руб.), расходы на бензин и дизельное топливо (увеличение составило 417 тыс. руб.) так как вывоз продукции должен был осуществляться теперь из г. Кинель.
Из данных таблицы 14 видно, что в 2010 г. прочие расходы СФ ОАО «ВБД» уменьшились почти по всем статьям. Увеличение на 134 тыс. руб. по равнению с 2009 г. произошло по расходам на благотворительную помощь, это положительно характеризует деятельность руководства в социальном аспекте эффективности деятельности. Но в то же время увеличилась сумма штрафов (на 461 тыс. руб.) выплаченных предприятием, это говорит о недостаточном контроле финансового аспекта деятельности (просрочка платежей, невыполнение обязательств договора, нарушение сроков предоставления отчетности в налоговые органы).
В составе источников средств СФ ОАО «ВБД» значительную роль занимают заёмные средства, в том числе кредиторская задолженность. Рассмотрим состав и структуру кредиторской и дебиторской задолженности за 2008-2010 гг. и произошедшие изменения.
Таблица 14. Структура прочих расходов СФ ОАО «ВБД» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Данные таблицы 15 показывают, что в структуре кредиторской задолженности СФ ОАО «ВБД» произошли изменения, что наглядно представлено на рисунке 9.
Таблица 15. Структура кредиторской задолженности СФ ОАО «ВБД» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Рисунок 9. Структура кредиторской задолженности СФ ОАО «ВБД» за 2008-2010 гг.
Как видно из таблицы 15, кредиторская задолженность СФ ОАО «ВБД» состоит из таких элементов, как задолженность перед поставщиками, перед государственными внебюджетными фондами, по оплате труда, прочая кредиторская задолженность. На предприятии отсутствует просроченная кредиторская задолженность и задолженность по векселям к уплате.
По СФ ОАО «ВБД» за 2008-2010 гг. произошло увеличение кредиторской задолженности. Доля кредиторской задолженности выросла с 16% в 2008 г. до 40% в 2010 г.
По СФ ОАО «ВБД» кредиторская задолженность в 2010 г. увеличилась на 14 467 тыс. руб. (с 9 305 тыс. руб. в 2008 г. до 32 655 тыс. руб. в 2010 г.). Рост кредиторской задолженности может быть обусловлен следующими факторами: снижение скорости обращения долга, инфляция (в 2010 году она составила порядка 8,8%), преодоление временных проблем с платежеспособностью (несвоевременное возвращение дебиторской задолженности).
Основной составляющей кредиторской задолженности, как в 2008 г., в 2009 г., так и в 2010 г. составил долг перед поставщиками. С одной стороны это является положительным моментом, так как эта задолженность наименее опасна для предприятия ввиду отсутствия жестких нормативов оплаты. С другой стороны, наличие большого долга перед поставщиками и подрядчиками к снижению деловой репутации предприятия. Тем не менее жесткие условия рынка иногда не оставляют поставщикам другого выбора, кроме как идти на риск невозврата долга чтобы не остаться совсем без сбыта. Доля этого риска зачастую закладывается в цену поставляемой продукции.