Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
История становления и развития PR в США и России
Третий этап в развитии PR - "Эра убеждения", которая относится к середине 20 века. Это период активной институционализации PR, связанный с его широким признанием как науки и искусства управления: число PR-специалистов превысило 100 тыс. чел., появляются первые профессиональные объединения - в 1948 году возникают Институт по связям с общественностью в Великобритании и Ассоциация по связям с общественностью в США, в 1955 г. создается Международная ассоциация PR, стало проводиться обучение по специальности Public Relations. В утверждении позиций PR-деятельности немалую роль сыграл Эдвард Бернайз, в 1923 году опубликовавший книгу "Кристаллизуя общественное мнение". В ней Бернайз вводит понятие "управление известностью". Он же впервые прочитал курс по практике и этике PR и явился предшественником многих PR-программ, преподаваемых сегодня в университетах мира.
Четвёртый этап в утверждении PR приходится на конец 20 века - по настоящее время. С этого периода связи с общественностью начинают носить двусторонний характер: коммуникативный процесс направлен на выстраивание отношений взаимопонимания и сотрудничества, а также на разрешение кризисных и конфликтных ситуаций с наименьшими потерями. Еще одной особенностью современной PR-деятельности становится многообразие используемых коммуникативных каналов.
Рассмотрев этапы становления и развития PR в США, обратимся к опыту России.
Становление российского PR, фактически, представляет собой динамическую реконструкцию мировой и, прежде всего, американской эволюции связей с общественностью. При этом отечественные Public Relations "обречены" на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.
История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть менее двух десятилетий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что PR-деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности выкристаллизовалась во второй половине 1990 - начале 1991 годов. Выявим основные этапы в развитии PR в нашей стране.
Итак, "начальный" этап (формальное возникновение, обучение у стран Европы и Америки, мифологизация PR, имиджмейкерство) приходится на период 1990-1995 гг. и связан с рядом основных тенденций, а именно:
выходом российского издания книги С. Блэка "Что такое "паблик рилейшнз"";
возникновением первых PR-агентств и корпоративных служб PR;
созданием РАСО (Российская Ассоциация по связям с общественностью 1991 г.);
открытием специальности "связи с общественностью" на факультете международной информации в МГИМО.
"Золотой" этап (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, PR с российской спецификой, большие PR-бюджеты, технологизация PR) приходится на период 1995-1998 гг. и характеризуются следующими особенностями:
расцветом московского PR;
закреплением агентств политического консалтинга как реальных политических игроков на выборах;
выделением агентств, специализирующихся на бизнес-PR;
возникновением большой группы PR-агентств "второй волны";
началом издания первого периодического специализированного PR-журнала "Советник";
появлением национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник";
формированием представлений о PR как очень доходной сфере деятельности, неадекватно больших PR-бюджетов.
Этап "реального" PR (проверка кризисом, формирование собственного рынка PR, PR как рыночная услуга) совпал с периодом 1998-1999 гг. Отмечаются следующие основные процессы:
PR-агентства доказывают свою жизнеспособность на рынке в посткризисный период;
PR начинает теснить рекламу;