Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
История становления и развития PR в США и России
широко развивается в российских ВУЗах специализация "связи с общественностью";
появляется отечественная литература по PR;
растет число специализированных периодических PR-изданий;
активизируется PR-деятельность государственных учреждений;
динамично развиваются корпоративные PR-службы.
Наконец, этап "управляемой демократии" начался в 2000 г. и продолжается по настоящее время. Для данного периода характерно:
инерционное развитие PR в регионах, возникновение региональных PR-центров;
резкое возрастание числа ВУЗов, имеющих специализацию "связи с общественностью" (более 60);
замедление темпов развития PR в бизнесе и корпоративного PR с их заменой технологиями лоббизма и усилением неценовой конкуренции;
упадок государственного PR с его заменой технологиями пропаганды;
кризис политического PR;
увеличение роли медиабаинга (больших заказных PR, продажных СМИ вместо материалов, выходящих на основе реальных событий);
укрепление коммуникаций внутри PR-сообщества, общественная сертификация PR-специалистов.
Итак, подводя итоги данной главы, отметим:
Public Relations - это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации. Сейчас эта отрасль знаний проникла практически во все сферы жизнедеятельности.
Принято считать, что в целом PR выполняют три основные функции:
. Контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и интересов организации, от имени которой проводятся PR-акции.
. Реагирование на общественность. В данном случае организация учитывает события, проблемы или поведение других и соответствующим образом реагирует на них.
. Достижение взаимовыгодных отношений между всеми связанными с организацией группами общественности путем содействия плодотворному взаимодействию с ними (в том числе со служащими, потребителями, поставщиками, производственным персоналом и т.д.).
Сегодня все корпорации и крупнейшие компании США имеют отделы "связей с общественностью". В России эта отрасль только начинает набирать обороты и внедряться в деятельность компаний. История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть менее двух десятилетий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что PR-деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности выкристаллизовалась во второй половине 1990 - начале 1991 годов. Характерными чертами отечественной PR-отрасли являются неразвитость, отсутствие четких стандартов в работе, необязательность, бюрократизм. К тому же уровень требований зарубежных клиентов выше, чем у российских. Первые четко формулируют свои цели и задачи, тогда как наши заказчики обращаются с просьбами "сделай так, чтобы мне было хорошо и понравилось". Кроме того, иностранные компании не ждут сиюминутных итогов, а нацелены на долгосрочный результат.
Особенности PR как технологии управления фирмой
Изучив содержание, истоки становления и особенности современного этапа развития PR, конкретизируем его место и специфику применительно к управлению фирмой.