Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством
Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas - качество (или quails - какой по качеству) и греческого melreo - измеряю.
В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:
· общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
· специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
· предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции - технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.
У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.
Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.
Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Роль квалиметрии в управлении качеством
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
· прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
· разработка методов определения численных значений ПК
· разработка принципов и методов оценки качества;
· выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
· определение оптимальных ПК, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
· расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
· установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
· планирование разработки и освоения новых видов продукции;
· определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
· оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
· определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
· планирование повышения качества изготовления продукции;
· планирование технического уровня и качества;
· проведение контроля и испытаний;
· установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
· аттестация производства;
· выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
· определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
· подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают сей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством. 1.2 Классификация квалиметрий
Уточним, что понятие квалиметрия включает в себя теорию, методы и средства измерения и оценки качества любых создаваемых или используемых человеком объектов и процессов, являясь в то же время разделом квалитологии (науки о качестве).