Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Основы теории систем
Ретроспективный обзор термина «система» свидетельствует, что он прошел, как минимум, три этапа развития. Это связано с осознанием достаточного количества входящих в него структурно-логических компонентов на каждом этапе эволюции восприятия окружающего мира человеком. Первый этап относят к периоду зарождения эллинской философии, т. е. IV в. до н. э. Тогда систему определили всего лишь как «совокупность элементов». Не многим позже была осознана необходимость связей между элементами. Но и такой подход недостаточен для обозначения системы, а может описать только ее структуру. Что же необходимо для минимально достаточного определения системы? Ответ подсказало развитие менеджмента в конце XIX в.: этим третьим структурно-логическим компонентом является цель (цели). Таким образом, можно дать следующее определение системе и всем ее составляющим: «Система - ограниченное множество определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, созданное для достижения поставленной цели (целей)».
В МС ИСО 9000:2000 (п. 3.2.1) системой называется « .совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов». О цели ни слова! Но уже в п. 3.2.2 определение термина «система менеджмента» содержит понятие цели: « .система для разработки политики и целей и достижения этих целей». Необходимо четко уяснить следующее. Если «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов» не имеет цели, то это еще не система, а структура, т. е. просто сумма элементов. Элемент - условно неделимая часть системы при определенном уровне ее детализации.
Связи - каналы циркуляции потоков (материальных, финансовых, информационных); объединяют элементы в структуру и пр. Многообразие понятий связей объясняется многообразием реализации концепции процессного подхода.
Связи поддаются классификации по признаку характера. Их можно разделить минимум на три группы: функциональные, парные и причинно-следственные.
) Самыми распространенными функциональными являются физические связи. Они, в свою очередь, делятся на: 1.1) механические (разъемные: резьбовые, шлицевые, шплинтовые и проч.; неразъемные: сварные, клепаные, паяные и пр.), 1.2) электрические, 1.3) магнитные и т. д. Кроме физических связей, существуют химические, социальные, политические, экономические и прочие связи, в зависимости от рассматриваемых систем.
) Парные связи: прямые и обратные, гибкие и жесткие, положительные и отрицательные.
) Самыми сложными (особенно для социально-экономических систем: предприятий, организаций, учреждений (субъектов хозяйственной деятельности)), на наш взгляд, являются причинно-следственные связи, так как мы часто путаем причины со следствиями и с упорством, достойным лучшего применения, боремся со следствиями, а не с причинами.
Определение цели как «конечного состояния системы на определенном этапе ее жизненного цикла» подчеркивает возможность и необходимость изменения целей всех социальных и социально-экономических систем (вплоть до каждого человека) в период их существования.
Достаточно важным понятием, не входящим в предложенное определение системы, является понятие подсистемы. Ее можно определить как «совокупность элементов, объединенных локальной целью». Для пояснения важности подсистем и их локальных целей можно воспользоваться в качестве примера русской народной сказкой о лисичке, которая бегала в деревню воровать кур. В очередной раз, когда лисичка чудом спаслась от гнавшихся за ней собак, она, прибежав в нору, начала опрашивать свои «подсистемы»; как они помогали ей? Ушки слушали, где лают собаки, носик вел по следу, ножки бежали быстро, глазки смотрели, чтобы ножки не споткнулись, хвостик волочился по земле и цеплялся за кустики. Такие действия хвостика были расценены как противодействующие действиям всех остальных подсистем, и лисичка решила его наказать и отдать собакам. К чему это привело, мы все помним. Но, наверное, мать-природа не случайно наградила лисичку хвостиком, и специалисты-биологи объяснят нам его истинное назначение.
Для закрепления этого материала целесообразно выполнить домашнее задание, которое заключается в описании любого объекта как системы. Для этого необходимо перечислить в объекте все элементы, указать существующие связи по предложенному принципу классификации, сформулировать цель.
Классификация систем
Следующим по важности компонентом общей теории систем является классификация систем. Из значительного количества признаков классификации наибольшее распространение получили следующие.
По происхождению:
· естественные (созданные природой);
· искусственные (созданные человеком).
По связи с внешней средой:
· открытые (имеют вход и выход);
· закрытые (не имеют входа и (или) выхода (не существуют, так как нарушается закон сохранения энергии)).
По сложности (деление условное, зависит от количества входящих элементов, характера связей, количества и характера целей);