Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Анализ системы конкурентоспособности
К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Методы стимулирования включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во Всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.). К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции.
Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества. А такой метод работы, как организация кружков качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности сотрудников фирмы. Получившие широкое распространение методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.
Анализ системы конкурентоспособности функцианирующей в рамках концепции всеобщего управления качеством (ВУК) показал, что она имеет недостатки. Проанализируем эти недостатки. Нами уже ранее отмечалось, что целью деятельности предприятия (или системы конкурентоспособности) является выпуск конкурентоспособной продукции. В свою очередь, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию (эксплуатации) продукции и качество ее сервиса в соотношении 4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов управления). Отсюда следует, что повышение качества - не глобальная, а локальная цель организации. Глобальная цель - обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Относительно правильности определения (термина) ВУК. Это определение не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности. В нем практически ничего не говориться о подсистемах и других компонентах. В определение включены через «и» понятия разных уровней иерархи: системы и методы. Система - это целое, понятие нулевого уровня, а метод - компонент второго уровня подсистем научного сопровождения системы ВУК. В определении отсутствуют стадии маркетинга (точнее, стратегического маркетинга) и эксплуатации, которые имеются в международных стандартах ИСО серии 9000. Кроме того, комплексной подход предусматривает рассмотрение в единстве технических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления, а в определение ВУК включены только технические аспекты.
Далее, с позиций системности, комплексности и логичности рассмотрим указанные выше 24 компонента ВУК. Компоненты 1-4, 7 посвящены контролю в процессе разработок, контролю поставляемых материалов (входному контролю), готовой продукции, качества продукции и производственного процесса, Приведенные формулировки компонентов вызывают ряд вопросов. Перечень компонентов ВУК начинается с функции контроля, а следовало бы начинать с системного анализа. Если отдельно структурировать функцию контроля, то здесь будут подфункции разных уровней иерархии: нулевого (контроль качества продукции), первого (контроль производственного процесса), второго контроль в процессе разработок, входной контроль, контроль готовой продукции) и третьего (контроль поставляемых материалов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве) уровней.
Компоненты 2, 5 и 6 отражают оценку качества опытного образца, продукции, производственного процесса. Здесь представлены компоненты разных уровней - нулевого (оценка качества продукции) и первого (оценка качества опытного образца, оценка качества производственного процесса). Анализу посвящен только компонент 8 (анализ специальных процессов), другие объекты анализа отсутствуют. Планирование отражено дважды в компонентах 2 (планирование качества продукции, планирование качества поставляемых материалов) и 15. функциям координации и ответственности отведены два компонента.