Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Качество продукции: основные понятия, термины и определения
В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.
Качество - весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом [8].
Несмотря на то, что понятие «качество» существует в течение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются. Многообразие понятий «качество» вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обуславливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют.
Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402 - 94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».
Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Доктор Эдвард Деминг, внесший огромный вклад в теорию и практику управления качеством, отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.
Джозеф-М. Джуран, всемирно известный американский ученый в области управления, обращал внимание на два различных значения термина «качество». Одно - это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить товар. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.
В течении продолжительного времени на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле качество продукции воспринималось как степень ее бездефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролировались отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле [5].
Работа по повышению качества должна начинаться с выявления потребностей потребителя и заканчиваться выявлением восприятия им результатов этого повышения. Совершенствование качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем. Обеспечить требуемое качество могут только те предприятия, в которых каждый работник нацелен на качество, имеет соответствующие мотивацию и квалификацию и активно содействует удовлетворению потребностей как внутренних, так и внешних потребителей.
Объект - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, то есть это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.
Введение понятия «объект» позволило рассматривать качество не только применительно к продукции, но и к любым объектам, связанным с обеспечением качества, что дало возможность проектировать каждый процесс в системе качества как совокупность ресурсов (персонал, средства обслуживания, сырье, технология) и деятельности.