Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Структура управления региональной системой образования
Кстати, в 1916 году Анри Файоль поставил вопрос о необходимости преподавании менеджмента в учебных заведениях и для разработки программ обучения выделил шесть основных видов деятельности предприятия, знания в области которых необходимы управляющим: техническая; коммерческая; финансовая; защитная; бухгалтерская; административная.
В последние годы в большинстве пособий по менеджменту и управлению можно увидеть несколько вариантов подходов к определению состава функций управления. Например, М. Мескон, Б.Г. Литвак, В.И. Кноринг считают, что процесс управления состоит из четырех основных функций: планирование; организация; мотивация; контроль. Данной концепции придерживаются и Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс, которые также выделяют четыре основных функции управления, но в их состав входят планирование, организация, руководство и контроль.
Известный в педагогической среде специалист в области управления образованием В.С. Лазарев включает в состав основных функций управления: анализ; планирование; руководство; контроль.
Наиболее важными функциями управления образования М.М.Поташник называет:
1) планирование, включающее в себя прогнозирование, программирование и текущее планирование;
) организацию - определение субъектов управления, их функций и полномочий (компетенций), конечного продукта (результата) деятельности или вида работы, которую организует субъект и за качество которой несет ответственность;
) руководство, обеспечивающее заинтересованность всех участников образовательного процесса, их удовлетворенность своим трудом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
) контроль, основанный на мониторинге, постоянном отслеживании результатов образования и проверке их соответствия промежуточным и конечным операционально поставленным целям;
) координация, обеспечивающая эффективное и оптимальное использование многочисленных факторов, улучшающих качество Выделяются следующие функции управления образовательным учреждением и системами управления:
· информационно-аналитическая,
· мотивационно-целевая,
· планово-прогностическая,
· организационно-исполнительская,
· контрольно-диагностическая;
· регулятивно-коррекционная.
Отмечая циклический характер процесса управления, П.И.Третьяков предлагает несколько другую последовательность выполнения операций (функций), а именно, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, информационно-аналитическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.
В работах Г.Н.Серикова отмечается, что для конкретизации функций целесообразно уточнить объект управления и рассматривать функции управления как сложные, имеющие свою отдельную структуру и содержание в качестве компонентов другие действия. Е.В.Яковлев, отмечая приоритетность среди других, дополнят ряд существующих функций ещё одной - мобилизационной, необходимой для мобилизации различных функций управления.
Помимо вышеперечисленных подходов, к функциям управления в современном менеджменте относят: координацию - согласование, обеспечение; мотивацию, активацию и стимулирование; гуманизацию; учет и оценку работы; обратную связь.
Анализ различных подходов к составу функций управления позволяет отметить приоритетные среди других таки функций как планирование, организация, руководство и контроль.
Совокупность указанных функций представляет собой полный управленческий цикл от постановки цели управления до достижения результата. В основу последующей разработки модели управленческого обеспечения качества образования взята система управленческих функций, разработанная П.И. Третьяковым.