Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Структура управления региональной системой образования
На рисунке 3 представлена модель замкнутого цикла управления качества образования, осуществляемого на каждом уровне управления: федеральном, региональном, муниципальном и образовательного учреждения.
Все компоненты предложенного управленческого цикла взаимосвязаны, находятся в зависимости друг от друга, изменение одних элементов ведет к изменению других. Реализация управленческого обеспечения качества образования на региональном уровне осуществляется через деятельность субъектов управления по выполнению информационно-аналитической (3), мотивационно-целевой (1), планово-прогностической (2), организационно-исполнительской (4), контрольно-диагностической (5), регулятивно-коррекционной (6) функций на соответствующем уровне управления проблемой. Проведенное сопоставление функций управления в отечественной и зарубежной науке позволило с учетом современных условий выделить следующие основания для определения нового функционального состава:
) системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;
) процессное, рассматривающее управление как непрерывную систему взаимосвязанных управленческих функций;
) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;
) коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;
) координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;
) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Выделенные П.И. Третьяковым основания являются достаточными, чтобы рассматривать управленческое обеспечение вариативности общего среднего образования в регионе в качестве целенаправленной управленческой деятельности по реализации образовательных процессов в соответствии с современной доктриной образования.
Анализ состояния системы управления образования включает исследование конечных результатов функционирования системы, установление связей между факторами и условиями, препятствующими или способствующими оптимальному достижению спрогнозированных результатов. Это возможно при развитой коммуникативной способности системы в целом или ее составляющих, которая характеризует циркуляцию информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). Новое содержание функций управления региональными образовательными системами становится движущей силой, позволяющей осуществлять переход от функционирования образовательной системы к ее развитию.
Конкретизация функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне, определены положениями Федерального Закона «Об образовании». Вместе с тем в данном законе установлены пределы компетенций по уровням управления образования: федеральный, региональный, муниципальный.
К компетенциям федерального уровня в области образования отнесены двадцать три функции, реализуемые федеральными органами государственной власти и управления образованием. Их перечисление занимает достаточно места, поэтому ограничимся их обобщающими характеристиками. Функции можно достаточно условно объединить в шесть основных групп.