Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Характерные черты и стадии менеджмента
Выбор направления развития, с помощью современных технологий стратегического мониторинга, анализа и принятия стратегических решений;
Точное представление организации деятельности, которое необходимо для проведения изменений;
Координация задач стратегического и оперативного управления, для которого стратегический блок задает целевые показатели.
Общие принципы реализации современных подходов к стратегическому управлению, основаны на широком применении информационных технологий. Стратегическая модель, важнейшая часть технологии бизнес-инжиниринга, включает в себя последовательный ряд концептов от тщательно сконструированной миссии - вектора определяющего направления развития компании до построения стройной системы показателей, которая формирует правильную «настройку» работников на стратегию, гарантирует верный стратегический фокус. Любое предприятие представляет собой целенаправленную социально-экономическую бизнес-систему, в которой стратегические установки должны быть прописаны в явном виде. Но, как правило, в российских компаниях отсутствуют в явном виде сформулированная стратегия или ее элементы выражены весьма фрагментарно, а большая часть этой важнейшей информации находится «в головах» высшего менеджмента и собственников компании. Постановка стратегического менеджмента обычно начинается с извлечения, структуризации и введения в модель этой информации, а также комплексирования ее с информацией полученной из внешних источников. Обычно выделяют следующие этапы построения стратегической бизнес - модели:
Идентификация внутренней и внешней среды компании, обоснование исходных видов деятельности (определяемые потребностью рынка, возможностями Компании и ее устремленностью),
Формирование «вектора развития» (направления потенциально-возможных расширений видов деятельности),
Описание делового кредо (принципы взаимодействия компании со всеми заинтересованными в ее деятельности сторонами)
Выявление этой информации и позволяет сформировать Миссию компании, как инварианта поведения (вектор развития + деловое кредо), который позволяет принимать правильные решения в моменты изменений. Причем, работа по моделированию стратегии продвигается по трем осям.
. Хочу - устремления системы (ценностные установки субъекта - желания и ограничения)
. Могу - возможности системы (оценка имеющихся и доступных ресурсов, технологий, навыков и опыта)
. Надо - потребности среды (оценка рыночного и более широкого окружения компании)
Такой «стратегический анализ и пересмотр вектора развития бизнеса» должен носить постоянный характер - он проводится либо периодически, либо при возникновении значимых событий во внешней и внутренней среде. Следующая задача состоит в выделении целей и показателей, характеризующих достижение стратегического успеха в выбранных областях (направлении) деятельности. Мы будем исходить из того, что в настоящее время общепризнанная цель самого верхнего уровня - это стоимость компании. Большинство современных технологий управления уже используют стоимостной подход к оценке бизнеса. Для построения модели дерева целей, ведущего к этому «стратегическому успеху» рекомендуется воспользоваться методологией Balanced Scorecard (BSC) - сбалансированной системой показателей. Структурирование знаний с применением стандартных методологий это весьма полезный прием, во всяком случае, на этапе создания системы менеджмента знаний. В большинстве случаев, только освоив стандарты можно переходить к более индивидуализированным системам. Методология BSC стала одним из главных открытий современной теории менеджмента, сделанным в начале 90-х годов XX века. Эта методология также исходила из того, что в процессе принятия решений руководители и собственники испытывают все большую потребность в информации не только финансового характера (как в традиционном финансово-ориентированном менеджменте). В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия, приобретает все большее значение, да и современный менеджмент все более можно охарактеризовать как «инновационный». Согласно методологии BSC ветви дерева целей образуют, так называемые, «критические факторы успеха» компании - КФУ. Знание, то есть явное определение этих факторов позволит постоянно наблюдать за тенденциями поведения и организовывать деятельность так, чтобы влиять на изменение этих факторов в благоприятном направлении. Кроме того, наличие системы КФУ позволяет сверять с ними значимость любой деятельности, (есть любых процессов компании). «Качество» реализации ключевых процессов также необходимо отслеживать. Поэтому для выделенных целей (по крайней мере, нижних уровней) должны быть выделены измеримые показатели, которые могут определить степень достижения целей. Иногда они называются «ключевые показатели результативности» (КПР). Построение «дерева целей, выбор КФУ и КПР» структурирует важнейший уровень бизнес-модели компании - уровень, на котором осуществляется переход от «стратегии к действиям». Таким образом, предложенная модель позволяет связать «стратегический» и «оперативный» уровни управления, сформировать верный стратегический фокус. Она соединяет миссию, видение и стратегию организации с оценками результатов текущей деятельности, позволяя тем самым быстро принимать управленческие решения, направленные, если надо, на корректировку ситуации, как только это становится необходимым.