Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Развитие предприятия и его жизненный цикл
Развитие - это процесс закономерного качественного изменения. Развитие свойственно любой открытой динамической системе [1].
Развитие организации представляет собой процесс разностороннего постоянного совершенствования, как отдельных её элементов, так и организации целиком. Организационное развитие является единственной возможностью длительного и успешного существования на рынке. Развитие организации призвано ускорить темпы достижения поставленных перед компанией целей, при снижении затрат всех видов ресурсов.
Существует эволюционная и революционная формы развития. Эволюционное развитие подразумевает плавное постепенное количественное изменение, которое влияет на качественную составляющую. Революционная форма характеризуется скачкообразным переходом от одного качественного состояния к другому, от старого - к новому [1].
Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие - это переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное - это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам.
Говоря о развитии, обычно подразумевает прогрессивное развитие, которое несет положительные качественные изменения, о переходе от простого к сложному.
Однако не все так гладко, когда речь идет не об эволюции в биологическом понимании, не о филогенезе, а об индивидуальном развитии, об онтогенезе организации как системы, особенно человеческой организации.
Жизненный цикл организации можно представить в виде сменяющих друг друга этапов, которые включают зарождение и накопление потенциала, возрастающее развитие, стабильность и опасности циклического кризиса, кризис и послекризисное состояние [1].
Жизненный цикл организации - это система предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течении определенного времени [2].
На рисунке 1 изображено 8 взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидация или утилизация (Э8).
Рисунок 1 - Этапы жизненного цикла организации
Эволюционное или революционное развитие организации определяется тангенсом угла наклона кривой на графике. Угол наклона 0-10о свидетельствует о стабилизации положения или сохранении существующего состояния. Угол наклона 10-30о говорит об эволюционном развитии, угол наклона 30-50о указывает на промежуточный этап развития организации, диапазон угла наклона 50-60о характеризует революционную форму развития. Положительный тангенс указывает на подъем, отрицательный - на спад.
Любая организация в процессе существования проходит различные стадии развития, руководитель должен знать об этом и предвидеть системное поведение организации. Принятие правильных решений по отношению к поведению фирмы в различных условиях является залогом успешного функционирования компании.
Жизненный цикл организации неразрывно связан с понятием жизненного цикла продукции, который используется при прогнозировании в подсистеме маркетинга.
Жизненный цикл продукции - это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем [1].
Современная организация должна работать на настоящее и будущее, осуществляя тактическое и стратегическое управление. Любая фирма находится в постоянном изменении, это может быть как прогрессивное развитие, так и регрессивное состояние. Нестабильность данного положения и является залогом и импульсом развития фирмы.
Согласно концепции А. Адизеса, организация как вид творения человека является невечным объектом. Вследствие этого фирма проходит несколько этапов, включающие создание, старение и гибель. В основе подразделения на этапы жизненного цикла организации лежит соотношение двух параметров деятельности организации - гибкости и контролируемости.
На рисунке 2 отображено приблизительное соответствие величины параметров и соответствующих стадий жизненного цикла организации.
Рисунок 2 - Жизненные циклы организации
Гибкость - это способность организации адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, а также способность руководства действовать вне жестких рамок, правил и норм. Контролируемость - это степень регламентации деятельности организации и ее членов, а также жесткости механизмов координации и контроля [3].
Согласно теории А. Адизеса, существует ряд принципов существования жизненных циклов:
- не существует четких показателей перехода от одной стадии к другой;
- длительность каждой стадии у каждой организации индивидуальна;
- все стадии жизненного цикла организации можно сгруппировать в два больших этапа - этап роста и этап старения;
- существует 2 вида проблем, с которыми организация сталкивается в течение своего развития:
а) болезни роста, которые неизбежны и с которыми организация может справиться самостоятельно;