Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Развитие предприятия и его жизненный цикл
б) организационные патологии, которые трудно излечить собственными силами.
Первый этап - выхаживание. Организация еще не создана, но появилась идея, прорабатывается миссия организации, производится оценка рынка. Эта стадия считается завершенной после того, как предприниматель уверен, готов рисковать и найти финансовые источники для осуществления своей идеи.
Этап второй - младенчество. Структура фирмы полностью не сформирована, нет иерархии соподчинения, маленький бюджет, отношения внутри организации не структурированы и полуофициальны, не существует определенных правил, стратегия фирмы определяется не самой фирмой, а внешней средой. Фирма переходит к следующей стадии при стабилизации финансовых источников и укреплении идеи построения устойчивой организации.
Третьим этапом является детство. Эту стадию также называют фазой быстрого роста. Формализуется организационная структура, расширяются сферы бизнеса, руководитель пытается делегировать полномочия, при этом боится потерять контроль над подчиненными.
Организация действует методом проб и ошибок, не может предвидеть изменения во внешней среде, что приводит к потерям и кризисам. Главное условие уклонения от краха на данной стадии - создание профессиональной административной подсистемы [3].
Четвертый этап - юность. Это период кризиса, когда энтузиазм у руководителя иссекает и главным путем решения данной проблемы является делегирование полномочий и децентрализация управления, принятие на работу квалифицированных менеджеров. Данные мероприятия могут привести к внутрифирменным конфликтам. Организационная культура предприятия развивается, увеличивается эффективность управления.
Пятым этапом является расцвет. На данном этапе соотношения параметров контролируемости и гибкости наиболее оптимально. Фирма направлена на стратегическое развитие и получение наибольших результатов от работы, благодаря прекрасной работе подсистем планирования и прогнозирования. Повышаются показатели объема реализации и прибыли. Предприятие развивает собственную сеть, создаются филиалы. Организационная структура предприятия полностью сформирована. Данная стадия будет завершена, если предприятие начнет терять предприимчивость и гибкость, адаптивность к новым условиям.
Этап шестой - стабилизация. На данном этапе фирмы впервые сталкивается со старением, растет консерватизм, руководитель теряет интерес к инновациям. Снижаются темпы роста организации, фирма старается закрепиться на рынке и сохранить существующие результаты работы, данное положение может привести к потерям, т.к. нежелание что-либо менять в организации может привести к потере гибкости на рынке. На первый план выходит финансовая подсистема.
Седьмой этап - аристократизм. Организация полностью формализована, начиная с отношений и заканчивая одеждой сотрудников. Развитие организации происходит за счет покупки других компаний. Денежные поступления контролируются за счет повышения цен.
Организация обладает достаточно большими денежными средствами и запасами, но деньги тратятся на укрепление системы контроля, обустройство, страхование [3].
Восьмой этап - ранняя бюрократизация. На данном этапе организационная культура гиперформализована. Начинается борьба внутри руководства при принятии ошибочных решений, осуществляется поиск виноватого.
Последним этапом является бюрократизация. На данной стадии организация теряет связь с внешним миром и ориентацию на результат, личные цели сотрудников выходят на первый план, отодвигая корпоративные, квалифицированные работники покидают организацию. Контроль и формализация замещают ориентированность и эффективность. Гибель фирмы наступает в тот момент, когда ее существование теряет смысл.
Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия.
Соответственно, каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла [1].
Развитие организации формируется как за счет внутренних ресурсов, так и за счет влияния внешних факторов.
Закон развития организации основывается на совокупности принципов.
Принцип динамического равновесия подразумевает рациональное соотношение отдельных элементов и организации в целом. Данный принцип требует соответствия между изменением и стабилизацией, самоорганизацией и беспорядком, оптимального соотношения между внутренней и внешней средой организации.
Принцип преимущественного развития. Для успешного развития необходимо направление материальных ресурсов на наиболее перспективные сферы.
Принцип сменяемости. Данный принцип гласит о необходимости смены составных элементов системы функционирования организации, примером может служить обновление старого товара на более новый и инновационный.
Принцип разумного консерватизма или инерции. Изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий [1].