Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Сущность организационной деятельности и ее место в системе управления
а) желаемый результат или цель достигается коллективными действиями по планированию, анализу, учету и контролю. Это значит, что функция организации обеспечивает совместную работу групп менеджеров и специалистов, выполняющих вышеуказанные общие функции, т. е. выполнение этих видов деятельности, нуждается в организации;
б) в соответствии с принципом иерархичности для повышения управляемости в процессе достижения целей руководитель вынужден передавать значительную часть работ на нижестоящие уровни. Следовательно, эти виды деятельности должны координироваться руководителем;
в) проблемы, с которыми приходится иметь дело менеджеру, слишком велики, чтобы их можно было решать без определенной подготовки. Подготовительной деятельностью по отношению к проблемам руководителя является организация его работы. Она делает работу руководителя эффективной или облегчает ее выполнение. Иными словами, работа самого руководителя должна быть правильно организована.
Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение.
Организация - это процесс, осуществляемый руководители и направленный на распределение совместной деятельности среди исполнителей, и установление между ними причинных отношений деятельности, вызывающих эффект дополнительного полезного результата.
Данное определение автора столь многообразного и сложного понятия не следует рассматривать как единственно правильное. В специальной литературе существуют другие определения. Приведем для сравнения некоторые из них.
«Когда мы говорим об организации, то подразумеваем вид организационной деятельности (функции), которая призвана обеспечить выполнение плана (программы) или создает условия для принятия плана».
«Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей».
«Организация - это целое, сложенное из взаимодействующих частей для достижения одной общей цели».
Данные понятия имеют отношение к функции «организация», но, по-существу, отражают процесс формирования организационной структуры управления.
Узость взглядов авторов в этих определениях очевидна. Разработка оргструктуры управления является хотя и важной частью функции «организация», но незначительной. Новая организационная структура управления на практике разрабатывается редко, и в этом процессе принимают участие в основном руководители высшего уровня управления. Организационная деятельность осуществляется постоянно и связана с оперативными процессами управления. Подавляющая часть организационных задач сводится к подготовке и вводу управленческих решений в действие и согласованию совместной деятельности людей, организованных в группы, а также распределению и делегированию полномочий в структуре аппарата управления.
Данное нами понятие «организация» как вида управленческой деятельности охватывает все направления процессов, протекающих на предприятии. Деятельность руководителя или менеджера в этих процессах осуществляется в соответствии с собственной моделью управления.
Модель управления представляет собой совокупность согласующихся между собой способов, методов и форм целенаправленного воздействия на исполнителей, обеспечивающих протекание процессов на предприятии.
Избираемая менеджером модель управления процессом всегда отражает:
ментальный уровень менеджера;
уровень его профессиональной подготовки и обученности;