Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Содержание основных теорий мотивации
В литературе последних лет чётко выделились две группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные основаны на анализе потребностей человека; процессуальные - на оценке ситуаций, которые возникают в процессе мотивации.
Наиболее известные содержательные теории мотивации связаны с именами А. Маслоу , К. Альдерфера, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга. Все они основаны на классификации потребностей.
Различают потребности врождённые или первичные (физиологические, материальные потребности) и приобретенные или вторичные (психологические, социальные). К первичным можно отнести потребности в пище, воде, жилище; к вторичным - потребности в общении, получении знаний, самосовершенствовании.
Когда человек осознаёт свои потребности, он ищет способы их удовлетворения. Но его интерес становится мотивом для действия только в том случае, если человек понимает, что может своими силами достичь желаемого результата.
Содержательный подход к мотивации представлен в концепции иерархии потребностей известного американского социолога А. Маслоу, сформулированной им в 1940 году.
Согласно этой концепции, люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно классифицировать по группам, находящимся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу построил пирамиду потребностей из пяти групп, составляющих её структуру (рис.2).
Рис.2. Пирамида потребностей А. Маслоу
А. Маслоу считает, что потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Модель А. Маслоу в форме пирамиды показывает, что чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем меньшее число людей может мотивироваться ими в своём поведении.
Руководитель должен определить какое место на шкале потребностей занимает его работник и мотивировать с помощью следующей потребности, которая стоит выше.
В концепции Маслоу имеются слабые места. В частности, отсутствие учёта ситуационных факторов, влияющих на потребности; жёсткая последовательность при переходе от одного уровня к другому только в направлении снизу вверх.
Д. МакКлелланд выдвинул теорию приобретённых потребностей.
В отличие от Маслоу, представил потребности без иерархичности в виде групп: успех, власть и причастность.
Потребность в успехе выражается стремлением человека достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде. Цели человек ставит самостоятельно с учётом реальности их достижения и ответственности.
Потребность во власти проявляется в стремлении оказывать влияние на поведение людей и брать на себя за это ответственность.
Потребность в причастности достигается поиском возможностей установления хороших отношений с коллективом, получения его одобрения и поддержки.
В удовлетворении этой потребности немалую роль играют широкие контакты и обеспеченность информацией.
Ф. Герцберг во второй половине 1950-х годов предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:
· Гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворённость работой;
· Факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).
К первой группе относятся
· условия работы;
· достаточная заработная плата;
· уважительное отношение начальника;
· нормальные взаимоотношения в коллективе.
Ко второй группе относятся:
· признание;
· содержание работы;
· ответственность;
· продвижение.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а МОТИВАЦИИ - с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо
Вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором, не соответствует условиям большинства российских предприятий и уровню жизни населения России. Также экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации.