Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Содержание основных теорий мотивации
Мотивация осуществляется в значительной мере через стили управления, которые определяются соответствующими теориями (концепциями). МакГрегор выделяет две основные теории управления: «Х» и «Y».
Главными предпосылками этих теорий являются следующие.
Теория «Х»
1. Человек не любит работать.
2. Поэтому его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием за невыполнение установленных обязанностей.
3. Средний человек хочет, чтобы им руководили, он избегает ответственности и не проявляет инициативы.
Теория «Y»
1. Человек любит работу, самостоятельность и ответственность.
2. Контроль должен быть очень мягким, незаметным.
. Следует избегать команд и приказаний.
В развитых странах принципы теории «Х» широко использовались в первой половине ХХ века. Этому способствовали низкий технический уровень производства, низкая квалификация рабочих и низкий уровень их благосостояния.
С развитием НТП по мере усложнения выполняемых работ, роста квалификации работников, значительного улучшение их жизни возникли возможности для проявления большей инициативы и творческих наклонностей персонала, что привело к падению эффективности жёсткого администрирования. В настоящее время принципы теории «Y» находят всё большее применение.
Японская система управления (теория «Z» - Оучи), которая представляет собой одну из форм активизации творческого начала в человеке с учётом национальных традиций и особенностей экономического положения Японии.
В последние годы в США и Западной Европе популярностью пользуются идеологические концепции Востока, идеи Лао-цзы, Конфуция и других философов Древнего Китая, которые подчёркивали важность терпимости, простоты, скромности в отношениях между людьми. Именно этих качеств недостаёт многим современным руководителям, в том числе российским. Существует ещё достаточно много теорий мотивации, таких как: теория постановки целей, теория равенства, теория «самоконцепции» и др.
МОТИВАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ