Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Мероприятия по улучшению социально-психологического климата в организации
На основании проведенного опроса с использованием карточек составляется социограмма - графическое изображение, картинка (рисунок 3.1).
Взаимный выбор
Положительный выбор
Рисунок 3.1 - Социограмма
По социограмме наглядно будет видно, что между отдельными членами установлены тесные отношения, на чем основан взаимный выбор. По этому принципу можно создать группы. И в каждой группе определить лидера, на основании ответов в ходе письменного опроса. Это позволит создать положительный микроклимат в группах, что также отразится на производительности труда научного центра и удовлетворенности каждого работника своим рабочим местом с учетом психологического климата в коллективе.
Кроме использования социометрического метода расстановки кадров для улучшения психологического климата можно использовать следующие мероприятия по улучшению морального стимулирования труда в научном центре: оплаченные развлекательные мероприятия, бесплатные концерты для сотрудников, оплата коллективных выходов в кино, в боулинг-клубы, на пейнтбол и мюзиклы, выезд за город на шашлыки и т.п.
По мнению специалистов, подобные мероприятия сплачивают людей и эмоционально привязывают их к организации, создают командный дух, происходит укрепление лояльности к организации.
Многие психологи отмечают, что моральное стимулирование дает так называемый «коллективный эффект» - способствует сплоченности коллектива, уменьшению текучести кадров. Кроме того, такой вид мотивации обычно обходится организации дешевле, чем материальное стимулирование.
Кроме того, с целью улучшения психологического климата в научном центре необходимо соблюдение общих принципов, которые должен знать каждый работник. Это:
. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, улучшает отношения рядовых сотрудников с руководством и помогает получать информацию от опытных рабочих.
. Постоянное присутствие руководства в организации.
. Гласность и ценности научного центра. Все уровни управления пользуются общей базой информации о политике и деятельности научного центра, в результате чего развивается атмосфера участия в общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. Так, можно предложить раз в полгода собирать руководителей и служащих научного центра для обсуждения обстановки в организации.