Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Специфика управления медицинским учреждением и профессиональным развитием персонала медицинского учреждения
Сформулированный на этой основе социальный заказ необходимо реализовать, используя систему подготовки кадров, что составляет следующий компонент национальной программы развития кадров. Система медицинского образования должна полностью соответствовать требованиям социального заказа. Значит, она должна быть управляемой и выражать интересы государства. При этом условии можно обеспечить развитие кадрового потенциала, отвечающее интересам национального здравоохранения.
Подготовленные медицинские кадры должны занимать место в соответствии с нуждами национального здравоохранения и с учетом личных интересов самих медицинских работников. Этого можно достичь при соответствующей организации процесса управления кадрами, когда специалисты будут находить адекватное своей квалификации применение в системе. Если это не будет обеспечено, то система станет терять кадры, неся в связи с этим огромные материальные и моральные убытки.
Примером нерационального использования высококвалифицированных кадров является проблема с трудоустройством в ряде регионов выпускников с высшим сестринским образованием, когда из-за недостаточного материального стимулирования эти специалисты уходят из системы здравоохранения.
Вся деятельность, выполняемая кадровой службой, практически концентрируется вокруг трех объектов воздействия (рис. 1).
Рис. 1. Объекты воздействия кадровой службы
Целесообразно рассмотреть эти объекты в составе технологической цепочки действий, совершаемых в процессе реализации программы развития кадрового потенциала в организации. Технологическая цепочка образует замкнутый управленческий цикл (рис. 2).
Рис. 2. Технологическая схема процесса работы с кадрами в организации
Процесс носит замкнутый характер, но для удобства его рассмотрения в качестве стартового компонента можно рассматривать сложившуюся потребность в кадрах, выявленную на основе анализа деятельности организации (миссии, целей, задач, ожидаемого результата) и сложившегося рынка рабочей силы в отрасли.
Упомянутый анализ создает основу для выработки плана развития кадров в учреждении, административной территории и др. Этот план должен содержать ответы на следующие основные вопросы:
. Какие кадры и с какой квалификацией будут необходимы организации сейчас и в долгосрочной перспективе?
. Каким образом можно сохранить баланс кадров в организации, принимая во внимание возможные потери и стабильную часть работающих?
. Каким должен быть реальный план набора кадров?
. Что следует предусмотреть в качестве мероприятий по профессиональному совершенствованию, мотивации и развитию кадров?
Для успешного выполнения задачи необходимо учесть два обстоятельства:
· план перспективного развития организации (внутренний фактор) должен содержать информацию о потребности в кадрах на перспективу;
· перспективная оценка внешних факторов, в частности таких, как состояние финансирования ЛПУ, уровень занятости в отрасли, влияет как на профессиональный уровень кадров, так и на их стоимость, определение уровня потребности в услугах, предоставляемых организацией, и требований к их качеству и др.
Для создания действенного плана развития кадровых ресурсов следует располагать данными перспективного плана развития ЛПУ и оценкой состояния персонала в организации на текущий момент.
В учреждениях здравоохранения для реализации программы развития кадров важно изучать и анализировать текущую информацию о состоянии персонала и его эффективности на уровне каждого подразделения. Для этой цели используют разные технические приемы. Так, например, в США и Канаде ведут специальные карты замены сотрудников. Такие карты очень удобны при вертикальном и горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации, при условии компьютеризации отдела управления персоналом. Они дают возможность держать под постоянным контролем развитие карьеры каждого работающего в интересах организации. В таких картах целесообразно отражать уровень квалификации сотрудника, степень готовности к изменениям в его карьере (готовность к повышению личной ответственности, способность принимать самостоятельные решения, сотрудничать с более сложным коллективом и др.). Всей этой информацией должен владеть отдел управления персоналом, чтобы быть готовым предоставить ее по требованию руководства, в т. ч. главной медицинской сестры, например, в случае появления вакансии при уходе на пенсию старшей медсестры отделения, открытия коммерческого реабилитационного отделения и т.п.