Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Формирование концепции библиотечного менеджмента
В самом начале 90-х гг. сформировалась концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различны типов и видов. Идея преобразования современного управления на основе достижений мирового менеджмента оказалась настолько востребованной, что за прошедшие годы процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами:
) найдены подходы к решению многих "болевых" проблем управления библиотечной деятельностью;
) определены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов;
) сформирована, научная школа, в рамках которой издано значительное число публикаций и защищены диссертации;
) трансформирована вузовская программа обучения управленческой тематике и программа переподготовки управленческих кадров библиотек, создан цикл курсов, в который, помимо основной дисциплины, вошли "маркетинг библиотечно-информационной деятельности", "стратегический менеджмент библиотеки", "организационное развитие систем управления", "психология управления библиотекой" и др.
В менеджменте сформирована новая парадигма, управления, отвечающая реалиям современности. Он значительно расширяет представления о возможностях управления за счет: во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы потребителей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде. Интеграция России с мировым сообществом обусловливает обогащение отечественной теории управления концепцией менеджмента развитых стран.
библиотечный менеджмент стратегия инновация
За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах на парадигму управления не только библиотекой, но и в целом на управление как философско-методологическое понятие.
Первый этап - зарождение библиотечного менеджмента, когда представления об эффективных управленческих системах находились в точке перехода от классических подходов к некоторому новому, еще формирующемуся образцу. Состояние перехода выражалось: в кризисе классических представлений о факторах эффективности управления в самых различных формах и модификациях; в выявлении, анализе и резкой критике основ традиционного управления; в выдвижении альтернатив основаниям традиционного управления; в попытках выдвижения новых эталонов научного управления.
Второй этап формирования библиотечного менеджмента можно обозначить как создание новых оснований управления библиотекой как науки, выразившееся в методологической проработке нового подхода к управлению на фундаменте мирового менеджмента.
Третий этап развития библиотечного менеджмента - диверсификация, под которой понимается совмещение разнообразных подходов, целей, функций, форм управления. Наличие этого этапа обусловлено высокой динамикой развития современного управления. В России идет одномоментное освоение всего уже накопленного другими странами управленческого опыта с тем, чтобы трансформировать наиболее перспективные для нашей страны направления менеджмента.
Проанализируем поэтапно становление библиотечного менеджмента.
Уже в конце восьмидесятых - начале девяностых годов многие ученые нашей страны (Карташов Н.С., Пашин А.И., Соколов А.В., Стельмах В. Д.) отмечали кризисные факторы в области библиотечного дела. Ведущие принципы командно-административной системы управления библиотечным делом, такие как централизация, директивность, иерархичность, привели к застою, стагнации, стандартности в той области деятельности, которая требует инициативы и творчества. В новых условиях стали неосуществимыми методы государственной поддержки библиотечного дела.
На уровне библиотеки, где управление было всегда ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис отразился в невозможности разрабатывать стратегию и реализовывать долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.