Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Оптимизация системы повышения квалификации управленческих кадров на примере МУЗ Таймырская центральная районная больница
Актуальность темы исследования. Здравоохранение на пороге очередной реформы. Насколько она будет успешной, в немалой степени зависит от способности руководителей здравоохранения эффективно использовать новые возможности и проводить необходимые изменения. Для успешного решения задач рационального распоряжения финансовыми ресурсами, привлечения инвестиций, создания собственной команды руководитель здравоохранения кроме медицинского образования должен овладеть набором управленческих знаний и навыков. Получение подобной квалификации требует, как правило, специальной подготовки.
В условиях бурного развития рыночных отношений особенно заметны организационные и управленческие перемены. Сущность и содержание государственных и муниципальных медицинских учреждений не позволяет осуществить переход к экономическим методам управления. Вместе с тем, на фоне усилий по экономии средств медицинского учреждения и стремления к устранению остаточного метода формирования ресурсов отмечается тенденция к привлечению крупных дополнительных средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения за счет платных услуг, обслуживания пациентов по хоздоговору или застрахованных в системе добровольного медицинского страхования.
За последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в системе организации и финансирования деятельности медицинских учреждений. За сравнительно короткий период совершен переход от централизованного планирования и бюджетного финансирования к планированию на региональном уровне и смешанному финансированию из бюджета и средств обязательного медицинского страхования . Все эти изменения базируются на анализе изменений демографических, экологических, экономических, социальных и других факторах с учетом внедряемых новых медицинских технологий и методов диагностики и лечения. Несмотря на то, что существующие тарифы в системе обязательного медицинского страхования явно не достаточные, медицинские учреждения стали активно применять планирование своей деятельности в целях достижения результативности в обеспечении пациентов медицинской помощью. Основной причиной потребности планирования различных сфер деятельности медицинских учреждений является принятие управленческих решений, направленных на максимизацию доходов от лечебно-профилактической деятельности и снижение текущих издержек при усиливающейся конкуренции между медицинскими учреждениями. Кроме того, в этих условиях определяющим условием изменений в организации планирования и оперативного управления является проблема управления финансовыми потоками и решение задач финансового менеджмента. Это обусловлено куплей-продажей услуг на основе возмездного договора между лечебно-профилактическим учреждением и страховой медицинской организацией, формированием счетов и их оплатой страховыми компаниями, поступлением бюджетных средств и денежных потоков за платные услуги и оказание медицинской помощи по программам добровольного медицинского страхования.
«Однозначно всеми специалистами признаются кардинальные изменения в организации процесса планирования и управления на уровне медицинских учреждений, что, безусловно, способствует развитию автономного мышления у руководителей лечебных учреждений и стремлению обеспечить оптимальные возможности по обеспечению пациентов в условиях обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что классическое рисковое страхование по программе обязательного медицинского страхования отсутствует все эти условия поставили медицинские учреждения в ранг хозяйствующего субъекта, преследующие цель достижения эффективности учреждения от лечебно-диагностической деятельности. Кроме того, принципиально изменилась роль руководителей медицинских учреждений, от решений которых стало очевидным выполнение бизнес-плана и текущих задач по совершенствованию производства медицинских услуг и достижению экономической эффективности. Превращение главного врача медицинского учреждения в управленца - высшего менеджера учреждения способствует превращению его из ограниченного распорядителя финансовых средств и медицинским процессом в лидера - управленца, существенным образом влияющих на все стороны жизни коллектива учреждения. Основные из них - это создание команды специалистов, способных решать поставленные цели по производству медицинских услуг в целях достижения максимальной эффективности».
Эффективный руководитель - одно из важнейших условий развития организации. В связи с чем сегодня возникает объективная необходимость в непрерывном повышении квалификации менеджеров высшего звена.
Объект исследования данной работы - система работы по повышению квалификации управленческих кадров в сфере здравоохранения.
Предмет исследования - способы оптимизации системы повышения квалификации управленческих кадров в учреждении здравоохранения.
Цель исследования: определить проблемы повышения квалификации управленческих кадров в сфере здравоохранения и выработать способы оптимизации системы деятельности по повышению квалификации на институциональном уровне.
Гипотеза исследования: оптимизации процесса повышения квалификации управленческих кадров в медицинском учреждении будут способствовать следующие условия:
обеспечение непрерывности данного процесса в течение всей профессиональной деятельности;
повышение уровня самомотивации руководителей медицинских учреждений на повышение квалификации;
осуществление повышения квалификации в двух направлениях: развитие профессиональных и управленческих знаний.
В связи с поставленной целью и необходимостью подтвердить (опровергнуть) гипотезу нами были сформулированы следующие задачи исследования:
. Изучить специфику управления медицинским учреждением и профессиональным развитием персонала МУ.
2. Изучить систему повышения квалификации кадров в медицинской организации и ее особенности.
3. Провести анализ и выявить проблемы в системе работы по повышению квалификации управленческих кадров в медицинском учреждении (на примере МУЗ «Таймырская центральная районная больница»).
. Разработать рекомендации по оптимизации системы деятельности по повышению квалификации управленческих кадров в медицинском учреждении.
При написании данной работы автором использовались следующие методы:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
анализ документов (монографий, учебный пособий статей по управлению персоналом, законодательных актов краевого и муниципального уровня, локальных нормативно-правовых актов МУЗ «Таймырская центральная районная больница»);
опрос (руководителей подразделений МУЗ «Таймырская центральная районная больница»);
интервью (с медицинским персоналом МУЗ «Таймырская центральная районная больница»).
База исследования - Муниципальное учреждение здравоохранения «Таймырская центральная районная больница».
Практическая значимость исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы при разработке, организации и совершенствовании различных систем повышения квалификации муниципальных и государственных учреждений, организаций и предприятий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, очерчен круг задач и методов исследования.
Первая глава «Повышение квалификации в системе управления персоналом в медицинских учреждениях» носит теоретический характер. Здесь рассматриваются вопросы специфики управления медицинским учреждений, а также основополагающие определения и понятия повышения квалификации.
Вторая глава «Особенности деятельности по повышению квалификации управленческих кадров в медицинском учреждении» является практической. Здесь отражены результаты исследования, проведенного на базе МУЗ «Таймырская центральная районная больница». Нами дана характеристика кадрового состава учреждения, проведен анализ деятельности по повышению квалификации, выявлены проблемы и сформулированы рекомендации по оптимизации последней.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы на предмет подтверждения гипотезы.
Список литературы представлен 70 наименованиями источников, в числе которых законодательные акты федерального и регионального значения, учебники и учебные пособия по теории управления, управлению персоналом, монографии и статьи по проблеме повышения эффективности систем повышения квалификации.
В приложениях содержатся рабочие документы, использованные в проведении исследования.
Глава I. Повышение квалификации в системе управления персоналом в медицинских учреждениях
Организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость на современном этапе развития российского здравоохранения. Управленческие проблемы находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления лечебно-профилактическими учреждениями в настоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые представляют несомненный как практический, так и теоретический интерес.
Развитие новых тенденций в управлении медицинскими учреждениями обуславливает необходимость подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, осуществляющих руководство данными учреждениями.
- Специфика управления медицинским учреждением и профессиональным развитием персонала медицинского учреждения
- Система повышения квалификации кадров в медицинской организации
- Анализ состояния кадровых ресурсов здравоохранения Красноярского края
- Анализ деятельности по повышению квалификации в МУЗ «Таймырская центральная районная больница»
- Способы оптимизации деятельности по повышению квалификации работников МУЗ «Таймырская центральная районная больница»