Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Процессы мониторинга и измерений в управлении качеством
Внутренние проверки качества представляют собой независимую оценку деятельности подразделений в рамках требований системы управления качеством и используются для получения объективных свидетельств и информации о соблюдении установленных требований и результативности процессов.
Экономические аспекты обеспечения качества требуют проведения целенаправленной работы по раннему обнаружению проблем, устранению главных причин их появления и предотвращения повторного возникновения. Внутренние проверки качества способствуют обнаружению проблем, связанных с качеством, на ранних стадиях изготовления продукции.
Целью проведения внутренних проверок качества является подтверждение того, что системы управления качеством:
а) соответствует требованиям стандарта на систему менеджмента качества, требованиям установленным в документации, действующей системы управления качеством, запланированные корректирующие и предупреждающие мероприятиям реализуются;
б) функционирует и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа внутренних аудитов планируется с учетом статуса и важности области проверки и процессов, подлежащих аудиту, а также анализа результатов предыдущих аудитов.
Проведение внутренних проверок качества обеспечивает руководство предприятия достоверными фактами, предоставляя возможность принимать обоснованные и эффективные решения по улучшению деятельности подразделений и предприятия в целом.
Управление внутренними проверками, распределение ответственности и требования к планированию и проведению внутренних аудитов определены в СтК 04-8.2.2-2003 "Руководство по управлению внутренними аудитами (проверками) качества".
Поддержание в рабочем состоянии записей по внутренним аудитам качества осуществляется в соответствии с требованиями СтК 02-4.2.4-2003 "Руководство по управлению записями по качеству".
Мониторинг, измерение и оценивание процессов осуществляется Владельцами и Руководителями процессов на стадии их осуществления при реализации Управленческого цикла (Р-В-С-А). Постоянное осуществление Управленческого цикла позволяет эффективно управлять деятельностью по улучшению процессов и предусматривает реализацию последовательности процедур, включающих: мониторинг, измерение, оценку, анализ, выбор стратегии и методов улучшения.
Наблюдение за протеканием процесса позволяет своевременно, на ранних стадиях его выполнения, принимать соответствующие меры по регулированию процесса и устранению возникающих несоответствий.
В случае возникновения критических отклонений (потери управляемости процесса) осуществляется специальный план действий по устранению несоответствий и регулированию процесса.
Критическим отклонением процесса СМК считается потеря управления и контроля над процессом. В этих случаях возникает риск появления значительного несоответствия результатов, установленным требованиям и плановым значениям, как всего процесса в целом, так и отдельных, составляющих его действий по количеству, качеству, срокам выполнения, угрозы нанесения материального или иного ущерба предприятию.
С целью снижения рисков руководителем процесса разрабатывается и осуществляется специальный План устранения критического отклонения, который предусматривает выполнение следующих действий:
при выявлении критического несоответствия руководитель процесса предпринимает все необходимые для минимизации риска действия, вплоть до его остановки и немедленно сообщает об этом владельцу процесса;
- критическое отклонение документированного процесса СМК и принятые меры рекомендуется документировать и заносить в папку РП СМК;