Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Внедрение службы риск-менеджмента
В целях совершенствования политики управления рисками на предприятии ОАО "Автоагрегат" целесообразно внедрить новую службу - службу риск-менеджмента.
Концептуально систему риск-менеджмента можно определить следующим образом. Прежде всего, это специально внедренная в производство структура управления рисками. Ее главное целевое предназначение - своевременная идентификация, соизмерение и взаимоувязка рисков по целям, объектам, субъектам, времени и ресурсам. Второй компонент системы - это, несомненно, ресурсы. На их основе будут формироваться реакции на риски. Главная составляющая таких ресурсов - достаточные инвестиции для обеспечения целей менеджмента при осуществлении управления рисками. Третий компонент системы риск-менеджмента определяется тем, что любые идеи все равно реализуются конкретными людьми, при этом они же оперируют и выделенными на управление рисками ресурсами. Другими словами, третий компонент системы управления рисками - это самостоятельная бизнес-культура риска, которая формирует, направляет и усиливает процессы принятия решений по управлению рисками. Руководствуясь этими базовыми элементами, персонал, менеджеры и бизнес-единицы на фоне ведущей предпринимательской деятельности в нужное время задействуют те или иные инструменты и методы, создаваемые специально для эффективного и последовательного управления рисками всей организации [3].
При этом организация эффективной системы риск-менеджмента на предприятии должна обеспечить:
своевременную идентификацию рисков, их анализ и оценку;
разработку мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий рисковых ситуаций, прогнозирование развития предприятия с учетом возможного изменения конъюнктуры рынка;
тесную взаимосвязь деятельности службы риск-менеджмента с работой всех организационных подразделений предприятия;
надлежащее состояние управленческой отчетности, позволяющей получать адекватную информацию о деятельности предприятия и связанных с ней рисках.
Для внедрения новой службы важна ее организация. Организация предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления, и обеспечение ее эффективного функционирования при реализации, как отдельных фаз, так и технологического процесса в целом. Исходя из этого, целесообразно создать структуру новой службы на ОАО "Автоагрегат" на основе вертикального и горизонтального разделения, представленную на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура службы риск-менеджмента
Как видно из рисунка 2, организация риск-менеджмента осуществляется по иерархическому принципу, и соответственно процесс управления риском осуществляется на двух соподчиненных уровнях: исполнительном и координирующем.
Руководству организации принадлежит ключевая роль в решении проблемы управления риском, так как в его компетенции - установление приемлемого уровня риска для данного периода времени, определение цели риск-менеджмента, утверждение программы мероприятий по снижению степени риска, принятие решения о начале их реализации в критических ситуациях, а также оценка приемлемости достигнутого уровня риска.
На координирующем уровне выполняются командно-контрольные процедуры согласования работы всех звеньев системы управления риском в соответствии с принятыми целевыми установками. Ядром подразделения является "служба планирования и координации", которая осуществляет функцию "координация процесса управления риском". Совокупностью действий этой функции являются: сроки проведения работ, формы и объемы представления результатов; задание состава и порядка выполнения процедур анализа и оценки степени риска; подготовка необходимой нормативной и справочной информации; сбор текущей информации; организация процесса разработки мероприятий по снижению степени риска; доведение выработанных предложений до сведения руководства организации, а после их утверждения - организация антирисковых мероприятий.
На исполнительном уровне выполняются две основные функции: непрерывный контроль степени риска, возникающего в процессе предпринимательской деятельности, и управление степенью риска, связанного с процессом подготовки решений и коррекцией нежелательного развития событий. Контроль и управление риском выполняют группы: мониторинга и анализа риска; планирования антикризисных мероприятий; управления в кризисных ситуациях, связанные между собой информационным потоками. Достаточный уровень методического и инструментального обеспечения обеспечивается работой группы перспективно-методического развития, которая заказывает или разрабатывает модели, методики. Информационное обеспечение процесса управления риском поддерживается службой администрирования и актуализации баз данных нормативно-справочной информации. Информационное обеспечение управляющих воздействий со стороны службы риск-менеджмента включают статистическую, коммерческую, финансовую и другую информацию [15].